Надеяться и верить…
В. Лакас, «И ещё раз о дорогах, и не только…» («Ангарский рабочий», №№ 30-31 от 16 марта 2012 г.)
Мнение автора заметки я уважаю и ценю, и согласна с ним в части констатации фактов того, что сделала жизнь с нашим посёлком. Хотя здесь тоже есть свои особенности.
Громадные очистные сооружения были не востребованы ещё в конце 70-х годов прошлого века (принимали в 1980 г.), т.к. посёлок построили с удобствами во дворе, и для работы очистных просто не хватало объёма отходов. После этого их стали растаскивать. Причём, в основном поселковые предприятия. Кирпичные здания остались, и в одном из них местный житель сделал гараж для тракторов.
Водоразборные колонки были проложены абы как, без утеплительных колодцев и электроподогрева, как у колонок в Мотыгино. Наши колонки забросили ещё до окончания пресловутой перестройки. В 90-х годах градообразующий леспромхоз не хотел, да уже и не мог поддерживать своё предприятие ЖКХ. Это было накладно, беспокойно и невыгодно. Да и где городским хозяевам понять наши беды. Поэтому ЖКХ тихо развалилось. Из нескольких водозаборных скважин осталась одна, а водонапорная башня перестала работать из-за аварийной, ветхой и ржавой ёмкости на 300 куб. м. Налаживать её уже не стали, да и без хороших специалистов и денег не смогли бы.
И промбаза леспромхоза в черте посёлка – гаражи, дизельная, электроцех, диспетчерская и РММ оказались брошенными городскими хозяевами. Новую базу сделали на нижнем складе за речкой Нижней Ослянкой. Тут и ближе к производству, и налоги за земли поселений платить не нужно. Старую продать бизнесменам не смогли, запросив много – потеряли всё. Как-то не стали востребованными и местные рабочие, требующие справедливой зарплаты, официального трудоустройства и просто человеческого отношения. «Новейшие русские» тут же начали завозить рабочих из Лесосибирска. А очень продуманные стали привозить на вахту «хохлов» и держать их в лесу. С ними проще. Почти как с выходцами из Китая. Вот и парадокс: «вахта» обычно там, где нет рабочей силы и труднодоступность. Здесь у нас есть всё - и люди, и дороги. Только нет совести у всевозможных «новых» хозяев.
Да, детские сады уже были готовы к приёму детей в середине 90-х годов, но так и не открылись. Была информация, что не разрешила СЭС, и то, что руководство градообразующего леспромхоза, которое их строило, не захотело отдавать безвозмездно даже временно другому собственнику – администрации района. И это правда. Бывший в то время главой района Ю.И. Фёклин уговаривал местных начальников открыть в помещениях детсадов начальную и музыкальную школы, библиотеку, и так далее. Но, видимо, кого-то смутили возможные упущенные в будущем материальные выгоды, и последовал отказ. Поэтому мы и имеем вместо новых детсадов пустое место. И растаскивать здания стали предприятия, а жители только закончили.
Почти то же самое произошло и с недостроенным зданием кирпичного клуба. Хозяева леспромхоза, почувствовав себя настоящей новой бизнес-элитой, отказались передать долгострой на баланс районной администрации. Так просил глава района, для его достройки и пуска в эксплуатацию. А после объявления банкротства это здание заявили в «конкурсную массу», мечтая всё-таки кому-нибудь продать. Но таких не нашлось. Всё бы ничего, но эти здания были построены на средства капвложений государства и должны были служить всему посёлку. Почему они оказались у бизнесменов, а не у власти, это уже вопрос к самым высшим «прихватизаторам».
Про вновь построенное здание общежития (блочное, типа КДМ), что по ул. Тухачевского, я писать не буду, не хочу расстраивать и себя, и читателей.
А впрочем, люди виноваты в этом лишь отчасти. Помните, последние годы перед развалом ЛПХ, зарплата была смешная, и ту давали через магазин, под запись? А один кубометр пиломатериалов уже тогда дошёл до 3,5 тыс. руб. Очень дорого для простых людей. И в посёлке его практически никто не готовил. Да и сейчас, можно сказать, не готовят. На нижнем складе изредка и случайно работает пилорама, но она погоды не сделает – нет леса. Купить нечего и не за что. Вот жизнь и заставила, разбирая старьё на вторичный пиломатериал, жильё. Хотя оно в основном муниципальное, социальное. И его капремонт остаётся за государством, которое удачно переложило содержание жилфонда на местное самоуправление, забыв дать на это деньги.
Дополню В. М. Лакаса историей муниципальной поселковой пекарни, чей знаменитый хлеб мешками вывозили приезжие из города. Было 17 человек круглосуточно работающих, в том числе и в магазине, в основном, женщин. Были небольшие долги. Поставили на картотеку (арестовали счёт), но никто из районных властей не помог. Потом обанкротили и закрыли, а после и старенькое здание с печами растащили, и магазин, и контору с лёгкой руки одного лесного предприятия. Ему тоже вдруг понадобился пиломатериал б/у. Странно, в другие муниципальные предприятия район вкладывал кучу денег, буквально миллионы. И даже разным леспромхозам помогали топливом в долг. Сегодня, уже через годы, читаю в районке, что все эти долги «простили». Мол, предприятия закрылись, значит, и должников нет. Правоприемники их – не в счёт. У них и название сменилось по несколько раз, и руководители «левые». А от ликвидации нашей пекарни выиграли «частники»: цены на хлеб стали намного выше, чем в Мотыгино, уж не говоря о Стрелке. А ведь в самом Мотыгино никто не стал закрывать хлебозавод. И на завоз муки давали кредиты, тем самым сдерживая ценовой «беспредел» частных торговцев.
Прав автор, что наш район пока обойдён программой развития Нижнего Приангарья. Но его обделили вниманием намного раньше. А железную и автомобильную дороги к Богучанам построили ещё в начале 70-х годов прошлого века. Там всегда были секретари райкомов шустрее. Территория Мотыгинского района разрезана реками, и от этого люди страдают. Нам нужны круглогодичного действия выходы на трассы Енисейск - Красноярск и Богучаны - Красноярск. Новых лесных предприятий у нас не будет, а значит - и новых рабочих мест. И не из-за истощения лесных запасов. Их ещё достаточно, ведь труднодоступные массивы, поймы, и лиственные породы готовить ещё не приступали, до сих пор рубят только «сливки». Свою неблаговидную роль сыграла и передача большинства самых востребованных лесов Приангарья двум столичным предприятиям - «Ангара-Пейпа» и «Металлические конструкции». Прекратили работу мелкие лесопользователи, а оставшиеся немногие предприятия тихо дышат на ладан. Осталась перспектива нерадостная и неизбежная: работать поселковым мужикам на «вахте».
Жизнь сегодня требует дорог круглогодичного действия. Ведь не известно, что будет с зимними переправами из-за забора воды Богучанской ГЭС. А что возведение Мотыгинской ГЭС? Строительство дорог от нас на Раздолинск, Усово, на месторождения железной руды, Екатерининского талька, магнезитов Киргитея не только очень затратно - просто неперспективно. Каким потенциальным поставщиком рабочей силы станет лесной Орджоникидзе для горных, карьерных и металлургических производств? Мы традиционно ориентированы на лесозаготовку, разделку - лесопиление, в лучшем случае – деревопереработку. Наша молодёжь – работники леса уже в третьем поколении. И никакие предприятия не станут обучать новые и перепрофилировать старые кадры, если дешевле завезти «вахту». Как на Васильках: и затрат меньше, и голова не болит. А было бы выгодно - уже давно бы к нам за кадрами потянулись.
Конечно, работоспособным и мобильным можно ещё надеяться на работу «вахтой» после постройки нескольких комбинатов в Богучанском районе, в том числе и двух деревоперерабатывающих. Но, как гласит восточная мудрость, - сколько не повторяй «халва», во рту слаще не станет. Так что остаётся надеяться и верить.
Любовь Шишкина,
бывшая Глава Орджоникидзевской
сельской администрации