Не могу промолчать
Резонанс: «Давайте разберемся», «Ангарский рабочий», 26.04.2013 г., №№ 49-51
Публикация в газете «Ангарский рабочий» статьи Л. Веревкиной «Давайте разберемся» вряд ли удовлетворила возмущенных жителей района. Невольно возникает вопрос: а кто будет разбираться? Попытаюсь высказать свое мнение и сомнения о программе «Север на Юг».
Когда надо было задержать население в районе в 60-е годы прошлого века, то платили стимулирующие добавки к заработной плате «за выслугу лет», или, как их называли в народе, «кадровые». Это были небольшие деньги, у того, кто проработал на предприятиях района три года, в расчетке появлялась запись «за выслугу лет» и определенная сумма, которая с прибавлением стажа работы увеличивалась. И никто не писал заявлений, не собирал справки, не ходил по ведущим и ведомым специалистам. Все понимали, что получают «кадровые» за то, что нужны в районе.
Когда в середине 90-х годов был принят Закон РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», граждане, имеющие стаж работы не менее 15 лет, на этих территориях имели право на получение жилищно-социальных выплат для приобретения (строительства) жилья. Каждый житель, проработавший в районе более 15 лет, должен иметь не только право, но и гарантии на получение жилищно-социальных выплат на приобретение жилья.
Разработанная программа в те лихие 90-е годы была далека от совершенства. О тех особенностях и странностях, которые имеют место при осуществлении этой программы в Красноярском крае, говорил в одной из передач «Человек и закон» по центральному телевидению ее ведущий А. Пименов.
Впервые сказали о программе «Север на Юг» в публикации в газете «Ангарский рабочий» от 10.01.2001 г. под громким названием «Север на Юг» - гласно», был опубликован список участников программы. Второй список участников опубликован в газете «Ангарский рабочий» в 2002 году, потом 30.10.2006 г., последний - 14.11.2006 г., количество участников на то время:
2001 г. - менее одной тысячи;
2006 г. - 1464;
2013 г. - 1915 - по федеральной программе, 888 - по краевой программе (за 2013 год данные по расследованию Л. Веревкиной).
Уже более 16 лет работает программа в районе, а количество участников увеличилось в 2013 году, по сравнению с 2001 годом, почти в три раза.
Об очередности
Основным показателем в определении очередности по законодательству является дата написания заявления. Устанавливать очередность только по тому, кто быстрее прибежал с заявкой, - какая-то нелепость. Это не скачки. В первую очередь в списках оказались те, кто был информирован о программе. Это работники сельских Советов, которые работали в то время.
«Большая часть населения, проработавшая в районе не один десяток лет, знает об этой программе только понаслышке, а некоторые и вовсе о ней не знают.
Возникает вопрос: почему администрации поселков не составили списки людей, проживающих на своих территориях и подпадающие под условия этой программы? По этим спискам можно было бы составить общий список по району.
Почему депутаты районного и поселковых Советов, как законотворческий орган, не разработали условия, по которым должна осуществляться очередность?». («Ангарский рабочий» 9.02.2002 г.).
На мой взгляд, основным показателем определения очередности мог бы стать статус работы участника в районе.
Об инвалидах и пенсионерах
Инвалиды - это люди с ограниченными возможностями. И когда получают сертификаты только инвалиды, и количество инвалидов в районе стремительно растет, это далеко не колясочники.
Старость - это болезнь, и каждый пенсионер - это потенциальный инвалид. Можно понять тех пенсионеров, которые обивают пороги поликлиник за инвалидностью. А как быть тем пенсионерам, которые по состоянию здоровья не могут ходить по поликлиникам? Что, они меньше нуждаются в жилье с удобствами? А те, которые не дождались своей очереди и ушли из этой жизни, они что, умерли здоровыми?
В конце 2011 года во время разговора В.В. Путина в прямом эфире, я задал вопрос. В Мотыгинском районе, приравненном к районам Крайнего Севера, по программе «Север на Юг» получают сертификаты только инвалиды. Вопрос: чем провинились перед государством те, кто отработал в районе по 40-50 лет? Может, совпадение, что в 2012 году в районе получили сертификаты не только инвалиды, но и пенсионеры (в их числе и я).
Району были выделены средства на жилищные социальные выплаты для приобретения жилья, которые так и не смогли переработать в сертификаты. И когда нас стараются убедить, что 130 учетных дел было нереально сформировать, что мешало вместо одного специалиста на это время поставить троих и работать в три смены? Если в районе нет специалистов, то пригласить со стороны. Август - самый благоприятный месяц по транспортной доступности. Зачем отправлять уведомления по почте, когда за один день можно их развезти по поселкам?
Почему не оформлять эти дела загодя? Участник стоит в очереди 20 лет, что мешает за это время оформить учетное дело и поставить на полку в кабинете главного специалиста, где оно будет храниться, пока не будет востребовано.
Участник получает уведомление с перечнем документов, которые необходимо собрать в десятидневный срок, и ультиматум: если не успеет собрать, то будет снят с программы. И соискатель сертификата, задрав штаны, бегает по конторам, чтобы уложиться в отведенное время (а если еще малограмотный?). В послевоенные годы, выписывая паспорт, пропустили букву в фамилии или не поставили над «ё» точки. Замучаешься глотать пыль, ходя по судам, доказывая, что ты - это ты.
О гласности
Отсутствие информации об осуществлении этой программы порождает слухи и домыслы, будоражит население района. На просьбы напечатать список участников в районной газете, которая для большой части населения является единственным источником информации, и невнятные объяснения «о персональных данных», из-за которых нельзя напечатать - довольно странная логика. В Интернете можно выложить списки, а в газете напечатать нельзя.
«Не разработана четкая, гласная, публичная и прозрачная программа, по которой бы определялся порядок и очередность получения сертификатов на квартиру. Программа остается загадочной и закрытой для населения. Видимо, такая игра без правил устраивает законодательную и исполнительную власти. И крутятся возле этой программы ловкачи и комбинаторы». («Ангарский рабочий», 28.04.2009 г.).
В законодательстве предусмотрена жилищно-социальная выплата не только участнику, но и членам его семьи. Нет четкого и ясного определения, формулировка расплывается. Иногда в состав семьи вписывают всю родню: внуков, правнуков только родившихся и еще не родившихся, проживающих не только в районе, но и за его пределами, а то и за пределами края.
Непонятно, причем здесь внуки и правнуки, им еще надо отработать в районе 15 лет, чтобы иметь право на социально-жилищные выплаты. Прописывают в «резиновые» квартиры при помощи чиновников из местных администраций, такой ухищренец получает на один сертификат миллионы рублей и считает, что урвал у государства эти деньги. Но это деньги 12 участников, и тех 2863, которые стоят в очереди в настоящее время. Никто не даст им гарантии, что они когда-либо получат сертификат.
Осуществление программы «Север на Юг» в районе далеко от идеала, справедливости и праведности.
Государство выделяет средства на социально-жилищную помощь за экстремальные климатические условия, в которых работает население района, и количество отработанного времени должно быть основным показателем при определении очередности.
Расходованием выделяемых государством средств на программу могло бы быть декларирование сумм сертификата. Из СМИ мы знаем о доходах президента, премьер-министра, министров, губернатора. Доход участника, сумма сертификата и стаж работы в районе должны быть публичными и гласными, и было бы ясно, сколько и за что получил обладатель сертификата от государства. Сумма моего сертификата - 1 млн 500 тыс. рублей на двоих с супругой, совместный стаж работы в районе - 100 лет.
Почему программа, в которой участвует большая часть населения, отдавшая не один десяток лет району, была отдана на откуп одному человеку (специалисту)? За 20 лет ее существования районные и местные депутаты не нашли время, чтобы обсудить ее.
Население района, участвующее в этой программе, должно иметь альтернативу. Те, кто не желает выезжать из района, должны получать сертификат с адекватной суммой на покупку или строительство жилья в районе по этой или другой программе.
Человек покупает квартиру для того, чтобы было куда приткнуться в трудное время, если он еще может принести пользу району. Непонятно, почему местные администрации с таким рвением пытаются его депортировать из района.
Я высказал свое мнение. Может, чего-то я недопонимаю, то пускай тогда поправят меня депутаты. Хотелось бы, чтобы программа была справедливой и понятной всем, с «человеческим лицом», а не работала по волчьим законам.
Василий ЛАКАС
п. Орджоникидзе