«Дар поэта – ласкать и корябать, роковая на нем печать…»
Добрый день, уважаемая редакция любимой газеты!
Хочу обратить ваше внимание на новую афишу нашего театра. Неприятно поражает название «Блин 2». При более подробном рассмотрении вызывает шок картинка. Трудно понять, что же это такое: что-то вроде языческого идола с раскинутыми руками, благодаря чему фигура напоминает христианский крест. В ладони воткнулись два шприца, еще один - в ноге... Что это? Пропаганда наркомании, надругательство над христианскими ценностями? Кому предназначается сия афиша и спектакль? Нашим детям («познакомься с настоящей жизнью: в ней надо «отрываться», наплевав на всё»); нашим пожилым людям - постоянным зрителям, воспитанным на Чехове и Островском, ценящим настоящее искусство, или среднему поколению («забрось все дела - и опять же «оторвись», то есть «пошли» всех и вся и не думай о своих проблемах»).
Возникает вопрос: отвечает ли театр запросам населения, администрации района, содержащей его? Воспитывает ли общество, являясь эталоном вкуса?
Недоумевающая.
Казалось бы, народ наш под гнетом проблем давно перестал обращать внимание на то, что происходит вокруг, а тем более в культурной жизни. Но это не так. И, в принципе, неравнодушие граждан должно радовать.
По заданию редакции я отправился в театр прояснить ситуацию. Прошу прощения у бывших коллег за то, что не раскрыл истинную цель своего визита. Простите, друзья, таковы издержки профессии.
Со мною любезно побеседовали директор театра Татьяна Васильевна Ткачук, режиссер-постановщик Сергей Ханков и художник-постановщик Роман Полуэктов. С позволения читателей я приведу обобщенное мнение служителей Мельпомены. Но сначала – предыстория спектакля «Блин 2».
Министерство культуры Красноярского края объявило конкурс на реализацию социально-культурных проектов. Наш театр принял в нем участие со своей социально направленной акцией «Волшебные кулисы» и выиграл грант. По его условиям театр должен поставить два спектакля, направленных на профилактику наркомании, СПИДа или алкоголизма. Главная цель и задумка заключается в том, чтобы объехать поселки района со спектаклями на подобную тематику. В рамках этих гастролей будут проходить расширенные заседания с привлечением специалистов здравоохранения, образования и правоохранительных органов. Планируется, что будет охвачено большое количество молодежи и подростков. В этом и состоит социальная направленность.
Теперь - непосредственно афиша. Для тех, кто ее не видел, описываю: в пустыне, под солнцем стоит крест, на котором распята тряпичная кукла с зашитым ртом и пригвожденная шприцами. Согласен, первая реакция – шок. И у людей, привыкших к простым образам, так и останется в душе осадок недоумения и неприязни. Да, афиша непроста для восприятия, она вызывает много ассоциаций в подсознании. Конечно, чтобы ее понять, необходимо посмотреть спектакль. Неблагодарное дело – пересказывать его содержание, но, видимо, совсем обойтись без этого не получится. Если в двух словах, то сюжет заключается в том, что группа подростков, выражаясь казенным языком, ведет асоциальный образ жизни, проживая в заброшенном доме – наркоманят, пьют, воруют и так далее. Отец пытается спасти, вытащить сына из дурной компании. Для этого он становится членом этого сообщества, чтобы разрушить его изнутри. Папа и сын – семья Блиновых, поэтому «Блин 2» - кличка, которую дали отцу, отсюда и название пьесы. Спектакль, по сути, не о наркоманах, а о человеческих взаимоотношениях, о конфликте поколений, о разном отношении к себе и к жизни. И однозначного ответа (эти – хорошие, эти – плохие) автор не дает.
Содержание (а по-другому не скажешь) афиши, я считаю, довольно понятно, и с художественной точки зрения – вполне удачно. Давайте разбираться. Пустыня – символ безысходности, безнадёги, когда цель в жизни только одна – утолить непосильную жажду. У наркоманов разве не так? Тряпичная кукла, тряпка в образе человека, марионетка, управляемая, безвольная, бесхребетная. Зашитый рот вызывает ассоциацию бесправия. Наркоманы не такие? Крест и распятие. Здесь сложнее. У людей, для которых крест важнее христианства, то есть символ важнее идеи, такое смелое обращение с символикой вызывает негодование и воспринимается как вольное и неуважительное. Но так ли это? Распятый Христос не только образ страдания и мучительной гибели, но и образ воскрешения для новой жизни, образ надежды. Чтобы переродиться, возродиться для истинной жизни, надо очень сильно верить в себя и в правильность выбранного пути. Он будет тяжелым, долгим и болезненным. Но тот, кто с верой и надеждой пройдет все испытания, воскреснет для нормальной человеческой жизни. Какой еще образ может стать символом этого? Считаю, нет здесь надругательства над христианскими ценностями, а уж образ Иисуса Христа, распятого на кресте, явно не может призывать «отрываться», наплевав на всех и вся.
Дилемма, перед которой всегда стоит искусство, в том числе и театр, – выбор своего направления. Можно тешить вкус среднего обывателя (а таковых, к сожалению, большинство), а можно идти своим путем, и пусть публика, если, конечно, захочет, догоняет творческую интеллигенцию. Включив телевизор, можно «насладиться» бесконечной придурью, шутками о «потенции», «теще» и «муж вернулся раньше времени» или сериалами про: «чей ребенок, я не отдам тебе ребенка, я хочу ребенка, это мой ребенок» - это уровень сплетен, но обывателю нравится, ведь вдумываться не приходится. С афишей театра все сложнее, здесь необходимо «включать» ассоциативное мышление, искать второе дно, второй план, тратить на это время. Боюсь, «попса» нас от этого отучила.
Заканчиваю словами Татьяны Васильевны Ткачук, директора театра: «…Зрители выходят из зала с тоскою в глазах. Очень тяжело принимать явление наркомании в нашей жизни, поэтому и афиша такая - чтобы остановились, чтобы задумались…».
...А вы со мной согласны?
Евгений РЕДВАНСКИЙ.