13 апреля - Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим
Вход Иисуса Христа в Иерусалим символизирует, предображает и Второе Пришествие Его на землю.
Первое совершилось в тайне и в безвестии, только лишь ночной мрак и безмолвие встретили в Вифлееме родившегося Богомладенца. А Второе Пришествие Иисуса Христа будет во славе. Господь придет окруженный Ангелами, сияющий Божественным светом. Это событие и знаменует собой вход Господа в Иерусалим, Господа, окруженного апостолами и народом, восклицающим: «Осанна Сыну Давидову, слава Сыну Давидову!»…
Здесь, в Иерусалиме, должен был совершиться величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества. И здесь, в Иерусалиме, должно было совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние - Богоубийство. Поэтому Господь плакал о городе Своем…
Вхождение Иисуса Христа во Храм символически означает Страшный Суд, который начнется с Церкви Божией. И строже всего Господь будет судить христиан…
В Евангелии говорится, что малые дети кричали Христу: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! (Мк. 11,9). Под детьми подразумеваются люди простые и чистые сердцем. Только лишь от чистой души возносимую хвалу принимает Господь.
По обычаю, мы стоим сегодня в церкви с вербами в руках. Народ встречал Иисуса Христа с пальмовыми листьями, как победителя. Верба же означает еще и воскресение из мертвых: она расцветает после зимы прежде всех других растений.
Держа в руках веточку вербы, мы исповедуем, что Иисус Христос есть истинный Победитель смерти, демона и ада. Держа ее в руках, мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас встретить Его не со стыдом и ужасом, а с радостью и ликованием в день воскресения мертвых.
«Осанна!» - это значит: «Господь идет!», «Спасение от Господа», «Господи, спаси нас!». Братия и сестры, Господь в день этого праздника невидимо приближается и к нам, к нашим сердцам…
Архимандрит Рафаил (Карелин)
О страстной седмице
«Угодно Святому Духу» (Деян., 15, 28), чтобы душа, очищенная покаянием во время Великого поста, пережила события Страстной седмицы. Без этого невозможно восхождение на вершины духа.
Подвиг Богочеловека Иисуса Христа простирается в вечность и бесконечность. Разум и сердце всегда удивляет возможность, которую дарует Церковь, не просто вспомнить обо всем, что произошло в течение нескольких последних дней земной жизни Спасителя, но стать их участником. Все церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.
Ничто не действует на душу так благотворно, как стояние у подножия Креста Господнего. Только здесь по-настоящему понимаешь умом и ощущаешь сердцем бесконечную любовь Божью. Здесь распускаются чистые цветы благодарности Господу.
Современному человеку, отягощенному множеством забот, трудно посетить все церковные службы Страстной седмицы, но побывать хотя бы на одной из них нужно непременно. Без этого нельзя ощутить всю красоту и величие праздника Пасхи Христовой. Хорошо бы дома в это время почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую может понести человек.
Протоиерей Василий Мазур
Великий понедельник
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя.
Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смаковицы… Подобна бесплодной, засохшей смаковице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Из «Настольной книги священнослужителя»