Первые школьные годы
Первые школьные годы. В далеком 1951 году 1 сентября стал для меня первым учебным днем в моей жизни. Сколько лет прошло, а я его помню очень ярко.
В школу пришлось идти одному, так как мама работала на шахте. Мама отбывала ссылку по 58 статье. Моя сестренка привезла меня к маме в Раздолинск в 20-х числах августа. Накануне мама приготовила вельветовую курточку, брючки, светлый джемперок. У меня были ботиночки с галошами и пальтишко и, конечно, берет.
Мама договорилась с соседней девочкой, чтобы та проводит меня до школы. Я вышел пораньше и стал ожидать мою провожающую. Она прибежала, жуя большой ломоть черного хлеба, который был намазан комбижиром и томатной пастой. Мне так захотелось попробовать этот хлеб, но я и вида не подал, только проглотил слюну. Она довела меня до мостков Первомайской улицы и убежала к девочкам, которые шли впереди. Так я и пошел. Для меня все было в диковинку: и дома, и мостки, и первый ручей, и, конечно, пожарная каланча. Все было незнакомо, я открывал для себя новый, необычный мир поселка. Ведь раньше я жил с бабушкой и сестрой в Ленинграде. Бабушка умерла, и Леночке пришлось отвезти меня к маме, так как мне надо было идти в школу. Маму мы не видели уже три года.
Мои приключения только начинались, провожающая скрылась из глаз с толпой девочек. Я пошел за мальчишками, которые, по моему разумению, тоже шли в школу. Наверху улицы Горняцкой мы повернули направо. Впереди была школа, к которой стекались ручейки мальчиков и девочек. У некоторых девочек были красивые и большие белые банты в косичках. До школы мне надо было пройти глинистое поле, где я, пройдя пару метров, завяз. Вытащить галоши у меня не хватило сил. Помог мне парень в кирзовых сапогах. Он вытащил меня и мои галоши, перенес на сухое место.
Может быть, поэтому я и не помню, что было потом. Первый звонок (колокольчик), первая линейка, первая учительница. Все смешалось в моей голове. И только отдельными фрагментами всплывают в памяти события, которые происходили в то далекое школьное время.
В классе 3 или 4 у нас были уроки внеклассного чтения. Вела эти уроки очень интересная учительница (в моем понимании тогда). Она была стройна, красивые волосы были в высокой прическе. Но больше всего поражали большие, темные глаза.
Когда она улыбалась или читала нам Гомера, глаза просто сияли. И как она умело могла нам, маленьким мальчишкам и девчонкам, рассказать красиво о любви богов! И мы понимали и сопереживали, не только мы, но старшие, что приходили послушать ее. Многие задавали вопросы и всегда получали полные ответы, и наше любопытство было полностью удовлетворено. Эти уроки были настолько интересны и познавательны, что два часа пролетали как единый миг и надо было идти домой. А по дороге домой в голове всплывали подвиги богов, коварные сирены, циклопы и золотое руно.
Часто вспоминаю Августу Ивановну ТИХОНОВУ. В кабинете биологии стоял скелет, и мальчишки норовили его потрогать. Хозяйкой этого кабинета была Августа Ивановна Тихонова. Строгая, но добрейшей души человек. Она очень строго одевалась. Кружевные белые воротнички и манжеты кофточки были ее любимым нарядом, за манжетой рукава был красивый кружевной платочек!
Однажды Августа Ивановна задала нарисовать дома инфузорию туфельку. Я подошел к домашней работе творчески. Рисовал в тетрадке тушью тонким перышком, старался, чтобы рисунок был похож, как в учебнике, только большего размера. У меня все получилось! Когда Августа Ивановна проверяла задание, ее первый вопрос был: «Кто нарисовал или помогал?». Я ответил, что рисовал сам. Она с недоверием посмотрела на меня и сказала: «А при мне нарисуешь?». Я сказал, что конечно, только принесу тушь и перышко.
На следующем уроке я рисовал то, что мне предложила Августа Ивановна. Минут через 20 она сказала: «Ты молодец, у тебя здорово получается, наверно, будешь чертежником или художником». А я хотел стать врачом, так как с детства много болел, перенес несколько операций. А потом так оно и вышло. От ученика чертежника я дошел до главного конструктора проектного института Ленинграда, где и проработал 35 лет.
Часто вспоминаю удивительные уроки географии, которые вел Николай Петрович РАФАЛЬСКИЙ. Среди мальчишек мы называли его «глобус». Сам класс географии был необычен. Там стоял огромный глобус, который подсвечивался изнутри, на стенах весели карты полушарий, но главным чудом был эпидиаскоп – волшебный фонарь Алладина. Многие сейчас и не представляют, что это такое. Это такое устройство, позволяющее проецировать картинку со стеклянной рамки на экран. Картинки были очень яркие, резкие и красочные. Конечно, уроки в сопровождении таких ярких картинок запоминались надолго. А когда мы стали изучать горы и их образование, то нас поразил макет вулкана, почти настоящего, потому что из жерла сначала шел дым, потом летели искры и камни, и гора начинала расти. Еще была метеостанция. Среди мальчишек и девчонок шла борьба за право снимать показания. Это доверялось только тем, кто проявил себя в знании уроков и хорошем поведении.
Прошло почти 60 лет, но эта картина, как наяву. Низкий поклон и светлая память всем нашим учителям, которые вкладывали в нас отличные знания, прививали любовь к Родине и старались воспитать достойных граждан великой страны.
История района всегда остается в памяти людей. Какой бы она ни была, печальной или победной, вехи ее – как зарубки на стволе, могут привести к любым воспоминаниям.
Особенный след оставляют наши Учителя, которых мы помним всю свою жизнь. Они научили жить, терпеть, преодолевать трудности, радоваться удачам других и быть достойными своих достижений. Как можно забыть первую учительницу, которой ты смотрел в глаза и доверял безгранично! Как можно забыть выпускной вечер, когда за тобой закрывались двери школы и распахивался такой большой, необъятный взрослый мир. Знания, полученные в школе, ведут тебя по жизни всегда, а значит, и ты не должен забывать школу.
Из воспоминаний Никиты ВИНОГРАДОВА
г. Санкт-Петербург