Еще раз о транспортной доступности, и не только
Согласно транспортной стратегии района ставится задача создания круглогодичного транспортного коридора Мотыгино-Богучаны.
Попытаюсь еще раз высказать свои сомнения относительно этого «коридора».
Это лесовозные дороги бывших Мотыгинского и Орджоникидзевского леспромхозов, которые прокладывались каждым по отдельности к своим лесосырьевым базам со стороны Мотыгино и Орджоникидзе. После соединения их в конце 70-х годов было установлено транспортное сообщение между поселками.
Лесовозные дороги Орджоникидзевского леспромхоза в Каменской лесосырьевой базе (Богучанский район) к концу 80-х годов подошли к каменским полям. В те годы Орджоникидзевский леспромхоз, успешно работающее предприятие, пытался в д. Каменке открыть свое подсобное хозяйство. По полям была отсыпана дорога до деревни Каменка. Пришли 90-е лихие годы, и предприятию стало не до подсобного хозяйства.
Так была установлена возможность круглогодичного транспортного сообщения от Мотыгино до деревни Каменки, протяженностью 130 км, из которых 40 километров проходят по Богучанскому району, которые обслуживают наши районные дорожники.
Достоинство этой дороги в том, что она проходит по твердым грунтам, а по слабым проложен настил из бревен.
Недостаток - что она проходит по сложному рельефу местности с крутыми подъемами и спусками, как лесовозная дорога зимой выводилась из эксплуатации, основной объем леса вывозился по зимникам.
В те годы уже было транспортное сообщение от Каменки до Богучан: через р. Каменку зимой была ледовая переправа, летом большегрузный транспорт переезжал вброд, а легковой перевозили трактором. Из пос. Нижнетерянска на Манзю через Ангару работает зимой – ледовая, а летом – паромная переправа.
Транспортному коридору Мотыгино – Богучаны почти 30 лет, а суть в том, что он не востребован как со стороны Богучан, так и со стороны Мотыгино. Лет пять тому назад пытались организовать перевозку труб на трубопровод Куюмба – Тайшет, но на второй или третий день машины встали в подъемах на участке дороги Мотыгино – Орджоникидзе, перегородив ее, и отказались от этого варианта.
Для круглогодичного транспортного сообщения по Богучанскому району из д. Каменки через мост на Ангаре в Ярках, «в направлении на Богучаны еще не построены мостики через речки Каменку и Иркинееву, что создает трудности с транспортными и пассажирскими перевозками» («Ангарский рабочий», 01.04.2016).
А истина здесь в том, что Каменка и Иркинеева – это большие речки, и мостиками здесь не обойтись. На сегодняшний день нет изысканий и проектной документации на строительство мостов через эти речки и 30 км дороги Нижнетерянский – Артюгино. Не определены источники финансирования. Этот участок транспортного коридора - дорожная инфраструктура Богучанского район необходим, чтобы обеспечить круглогодичный транспортный выход на мост через Ангару из д. Каменки и пос. Нижнетерянска и Артюгино.
Если и будет введен в эксплуатацию этот участок коридора, вряд ли решится транспортная проблема Мотыгинского района.
Автотранспортный поток из Мотыгино ориентирован, в основном, на Красноярск. Если работают переправы на направлении Мотыгино – Широкий Лог, то вряд ли кто-то поедет в Красноярск через Богучаны, где расстояние 800 км, в два раза длиннее.
Когда закрываются переправы, то на дорогах самая тяжелая транспортная обстановка - гололед и распутица.
Из репортажа Дарьи Тихомировой («Ангарский рабочий», 18.12.2015 г.) о поездке в Пинчугу 5 декабря с командой спортсменов, в составе которой были и чиновники из районной администрации, узнал: чтобы проехать, в автобус брали мешки с песком. Для пассажирских перевозок в этот период альтернатива существующему варианту дороги через Широкий Лог автобус – хивус с поездкой до Красноярска за восемь часов, или через Богучаны на автобусе с мешками с песком и 20 часов в пути до Красноярска.
О направлении на Высокогорский из выступления вице-премьера В. Зубарева на сессии Законодательного Собрания о строительстве моста через Енисей из поселка Высокогорский. В настоящее время по поручению Президента ведется работа с министерством транспорта России по выделению 8,5 миллиардов рублей на реализацию проекта («Ангарский рабочий», 8.02.2016 г.).
Имеется разработанная проектная документация на строительство автомобильного моста через Енисей:
- строительство автодороги в обход Высокогорского;
- строительство и реконструкция дороги Енисейск – Высокогорский. Такая дорога невозможна, так как они находятся на разных берегах Енисея, видимо, имеется в ввиду дорога из Епишино на Высокогорский по правобережной части Енисейского района для вывода дороги из Северо-Енисейска на мост в Высокогорском.
На сегодняшний день нет изысканий на дорогу в правобережную часть Мотыгинского района. В связи с ликвидацией пос. Партизанска, на мой взгляд, целесообразнее выводить ее через Раздолинск.
Дорога Высокогорск – Раздолинск протяженностью 130 км, из которых 45 км пройдут по Енисейскому району, будет иметь продолжение в направлении Южно-Енисейска – Кировска – Ишимбы по существующим и бывшим дорогам.
На мой взгляд, направление на Высокогорский должно стать приоритетным. На текущий момент первоочередной задачей должно быть изыскание и разработка проектной документации на дорогу в северную часть района.
Обнадеживает то, что в лесосырьевую базу района входит крупный капитал, в лице компании ООО «Сибирский лес», готовый вложить инвестиции в строительство моста через Енисей и дорог («Ангарский рабочий», 26.02.2016).
О территориальных округах
Формирование округов по территориальному принципу не всегда приносит положительный результат. В приангарский округ входят Кежемский, Богучанский и Мотыгинский районы. В первых двух районах между ними имеются промышленные и экономические связи, устойчивая транспортная связь. Единственное, что связывает эти районы с Мотыгинским, это то, что они расположены на берегу Ангары. Более тесные связи у нашего района с Енисейским районом. У нас работают предприятия из Енисейского района – ЛДК и другие, заготовленный в районе лес идет на лесоперерабатывающие предприятия в Лесосибирске. Продукция промышленных предприятий Новоангарска и Раздолинска вывозится через Енисейский район. Транспортная связь более устойчива по сравнению с другими соседними районами.
На сегодняшний день Мотыгинский район, не имея никаких связей с районами по округу, оказался в подвешенном состоянии: свой среди чужих и чужой среди своих.
На мой взгляд, логично было бы перевести Мотыгинский район в Приенисейский округ, в который входят Енисейский, Северо-Енисейский, Казачинский, Пировский районы и города Енисейск и Лесосибирск. Это было бы только на пользу району.
О заказниках и заповедниках
Нужны ли району четыре заказника? Прошло 12 лет, как в районе были организованы заказники. Растительный и животный мир в заказниках ничем особенно не отличается от остальной территории района, да и зверюшки сегодня в заказниках, а завтра за его пределами, а то и в другом районе. Может, от деятельности заказников пополнилась районная казна или увеличилось поголовье лосей и другой лесной живности?
Почему бы не создать один заказник, обустроить его как место для отдыха населения. Не все же ездят отдыхать на «берег турецкий», а кто-то ходит в лес за «туманом и за запахом тайги». Да и из городов во время «черного неба» могли бы приезжать, пожить в лесу, подышать свежим воздухом.
Таким местом могла бы стать речка Прямая с притоками и уникальным озером на р. Рассоха. К этой территории есть подъездные пути для транспортного сообщения.
Василий ЛАКАС,
п. Орджоникидзе