Настоящий Учитель
У каждого из нас в памяти своя школьная тропинка. Проходят годы, и она становится большой дорогой длиною в жизнь. И очень важно, кто идёт рядом, кто открывает человеку окно в этот удивительный мир. Учитель - это призвание. Учителями не рождаются - ими становятся.
Таким Учителем стала для меня Попова Людмила Андреевна, которую вспоминаю с бесконечной благодарностью и огромной теплотой. Невозможно забыть ее уроки, наполненные не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания, пониманием гармоничности, стройности речи, ощущением причастности к судьбе родной страны.
Сколько душевных сил и энергии отдала она нам, своим ученикам, научив нас правильно, лаконично, просто выражать свои мысли, красиво и грамотно писать, уважать русскую литературу, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота; в чем смысл жизни; что значит любить свою Родину?
В чем секрет ее учительского мастерства и таланта? Наверное, истинно русские корни, да и сама жизнь сделали ее такой: доброй и требовательной, понимающей и строгой, справедливой, мудрой – настоящей Учительницей.
Наш классный руководитель Людмила Андреевна была для нас настоящим взрослым другом, наставником. И, как учитель, она для своих учеников была непререкаемым авторитетом. На ее уроках литературы всегда было интересно: увлеченный рассказ учителя, грамзапись, диапроектор – все возможные для того времени технические средства помогали проникнуться духом эпохи, понять главное из того, что хотел сказать поэт или писатель о своем времени, о своих героях. И в результате мы сопереживали милым детям из «Кладовой солнца» М. Пришвина, и юным героям-молодогвардейцам, и подвигу Алексея Мересьева.
С каждым таким уроком мы взрослели, росли духовно. Мы тогда и не задумывались, какого напряжения всех сил и неустанного поиска требует подготовка к таким урокам. На уроках Людмилы Андреевны никогда не было скучно. Рассказ о поэте Т.Г. Шевченко мы слушали, раскрыв рты, а изучая творчество В. Маяковского, верили, что это ее любимый поэт. Мы всегда гордились своим учителем, своим классным руководителем.
Уже придя работать учителем русского языка и литературы в родную школу, я с трепетом перебирала дидактические карточки по русскому языку, написанные моими одноклассниками и мной в том числе. В памяти вновь ожили картины детства, насыщенной школьной жизни: тимуровская работа, спортивные соревнования, классные часы о Родине, о героях войны и труда, о долге, мужестве, о нравственности – все это были для нас уроки гражданственности, нравственного взросления.
А рядом с нами всегда была наша учительница Попова Людмила Андреевна. Несмотря на ее внешнюю строгость, рядом с нею мы чувствовали себя как-то защищенно, потому что знали, что она всегда готова прийти на помощь, никогда не обидит нетактичным замечанием, недобрым словом или взглядом. Отдавая всю себя любимой профессии, она получила заслуженное признание.
Принципиальность, способность тонко чувствовать человека и ситуацию, уважение к личности, умение самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха - разве этого мало, чтобы любить учителя? Мы подражали её плавному красивому почерку. А Людмила Андреевна была для нас самая мудрая, самая справедливая. Многие девочки из нашего класса мечтали стать учителями, но воплотили мечту в реальность четверо, в том числе и я. Людмила Андреевна стала моим наставником. В эти годы я снова училась у моего учителя, теперь уже – педагогическому мастерству. Я оценила её трудолюбие, ответственное отношение к любому делу, умение работать в коллективе детей, трогательную заботу о каждом ребёнке.
Сейчас, когда я имею уже некоторый жизненный опыт, понимаю, как же это важно, что в моей жизни встретился такой замечательный педагог. Предлоги и союзы… Гиперболы и метафоры… Раскольниковы и Обломовы… Все это – жизнь Людмилы Андреевны. Все это – моя юность. Все это – память об Учителе.
Людмила Попова,
выпускница Раздолинской
школы 1985 года
На снимке: Людмила Андреевна Попова с учениками