«Последняя рыбалка Тамары»
Немного опоздав на начало фильма в зрительном зале Социально-культурного центра, я приготовилась увидеть что-нибудь наподобие «Счастливых людей».
Однако с каждой минутой всё более разочаровывалась. Во-первых, постоянно пропадал звук. Представьте, слух наш устроен особенным образом – когда идет сильный звук от работы мотора лодки, потом он пропадает на несколько секунд, наступает тишина, а в следующий миг от включения этого же шума, кажется, с удвоенной силой, в мозгу происходит словно взрыв.
Да и качество съемки, даже на мой взгляд дилетанта, не очень хорошее. Я понимаю, когда снимаешь фотоаппаратом или телефоном, но тут съемка идет настоящей видеокамерой, поэтому непростительны затяжные (как необработанные) кадры, скачки, движения вверх-вниз. Или мне показалось, или так задумано… Тем не менее, зал сначала был полон, потом народ стал потихоньку расходится по своим делам (конец уроков и рабочего времени), кто-то уходил, кто-то приходил, были даже мирно спящие под говорок Тамары, который шел с экрана.
Документалист показывает трагедию тех людей, кто в 2011 году покидал по объективным обстоятельствам (в связи со строительством Богучанской ГЭС и затоплением обжитых мест) свои деревни и дома. Рыбачка Тамара (отчего-то ее полную фигуру нарядили в цветастые легинсы) плачет, проходя по бывшим улицам, рассказывает о том, как горел ее поселок. Это очень трудно воспринимается нами, старшим поколением, а еще труднее – школьниками, которым недостает жизненного опыта (не дай Бог такого), поэтому реакцию детей предсказать не могу.
А основной сюжет нам, живущим на Ангаре, тем, кто ловит и разделывает свою рыбу-щуку, видит каждый день водные просторы, дышит речным отменным воздухом, заводит свои моторы и плывет на лодках, даже не впечатляет, не запоминается. Кроме одного момента – заката на воде.
Режиссер-документалист Э.А. Астраханцева, к сожалению, не представила свою киноленту, видимо, не смогла приехать с «Енисейским экспрессом», чтобы встретиться с нашей публикой.
Наверное, мотыгинцы задали бы режиссеру много вопросов, в том числе и такие: с какой целью привезли именно такой фильм, много ли их в запасе у режиссера (может, есть более оптимистичные?), почему автора привлекают моменты разделки рыбы, съемка не очень трезвых рыбаков, какова судьба самой рыбачки?...
Наталья МОРОЗОВА