Пять ударов по табаку - пять шагов к здоровью
Отражением мирового опыта эффективной антитабачной деятельности явился международный договор Всемирной организации здравоохранения Рамочная конвенция по борьбе с табаком (РКБТ) и Руководящие принципы по различным статьям Конвенции.
В настоящее время на основе Конвенции практически весь мир ведет согласованную работу, чтобы снизить табакокурение и дать отпор всемирной табачной индустрии и ее союзникам. 166 стран мира ратифицировали Конвенцию. РКБТ устанавливает минимальные требования к законодательству стран-участниц, но поощряет стороны идти дальше минимальных мер. Россия присоединилась к РКБТ 3 июля 2008 года, взяв на себя обязательства привести национальное законодательство в соответствие с Конвенцией.
Меры Рамочной конвенции по борьбе против табака имеют пять ступеней.
Это полный запрет рекламы в течение 5 лет после ратификации Конвенции.
Анализ потребления табака и запретов рекламы в 102 странах показал, что это может снизить потребление табака, в то время как частичные запреты малоэффективны.
Полный запрет рекламы и продвижения табачных изделий защищает прежде всего детей и молодежь от натиска табачного маркетинга в спортивных и развлекательных учреждениях, в сети Интернет и других местах.
Исследование запретов рекламы и потребления табака в 22 странах выявило, что полный запрет на рекламу и продвижение табачных изделий снижает потребление сигарет на 7,4%, а потребление табачных изделий в целом на 5,4%.
Зaпрет курения в общественных местах, включая рабочие места, транспорт, и в закрытых помещениях помогает курильщикам бросить курить или уменьшить потребление табака.
Предупредительные надписи о вреде табака, закрывающие не менее 30% фронтальной поверхности пачки, принимаются, согласно Конвенции, в течение трех лет. Предупредительные надписи должны меняться и быть написаны на языке страны, возможны графические изображения. Надписи «легкие», «мягкие», «с пониженным содержанием смолы» и другие запрещаются. Броские надписи повышают информированность людей о вреде употребления табака и усиливают желание бросить курить. Они наиболее эффективно сообщают об опасности употребления табака для здоровья тогда, когда они содержат картинки, слова, являются большими по размеру и цветными. Надписи типа «легкие» являются обманом табачных компаний.
14 стран в Северной и Южной Америке, Азии, на юге Тихоокеанского региона, в Европе и на Ближнем Востоке требуют размещать иллюстрированные предупреждения о вреде курения.
Рекомендуется повышение налогообложения, а продажи в зонах duty free (без таможенных пошлин), наоборот, не рекомендуются. Это является одним из самых эффективных способов сократить потребление табака. В развивающихся странах рост налогов на 10% приводит к снижению потребления сигарет на 8%. Налоги на табачные изделия повышают доходы правительства, которые можно потратить на здравоохранение, образование, а также на борьбу с распространением табака.
Каждая страна организует меры, помогающие курильщикам бросить курить. 70% курильщиков хотят бросить курить, но большинство не могут. Вновь начинают курить после операций 50% больных раком легкого, а 40% больных раком гортани после операции курят через трахеостому. Отказ от рекламы, дешевизны сигарет, удобства курения в общественных местах; просвещение и консультации медиков в сочетании с решительной антитабачной политикой государства помогают бросить курить.
Людмила ШИШКИНА,
зам. главного врача
МУЗ Мотыгинская ЦРБ.
(По материалам «Медицинская помощь
при табакокурении в практическом здравоохранении»).