Развитие и безопасность детей в информационном пространстве
Безопасность детей - одна из главных задач цивилизованного общества, в условиях информатизации образования каждый учащийся имеет личные электронные устройства и открытый доступ в интернет. Кто должен отвечать за безопасность учащихся в информационной образовательной среде? Каким образом организовать безопасное сетевое взаимодействие учащихся в современных условиях развития информационного пространства?
БЕЗУСЛОВНО, информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Практика показывает, что эта среда позволяет выстраивать индивидуально-ориентированный процесс обучения, способствует высокой степени самостоятельности и самореализации учащихся. Доступ к информационным ресурсам интернета дает возможность учащимся пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться.
Можно выделить следующие виды деятельности учащихся по использованию интернета в учебном процессе: переписка с помощью электронной почты; поиск, сохранение и переработка необходимой учебной информации; создание собственных веб-страниц; обмен учебными материалами; использование электронных образовательных ресурсов и обучающих программ; информационное взаимодействие с педагогами; участие в сетевых проектах, олимпиадах, конкурсах.
Однако при организации образовательного процесса с использованием ресурсов интернета, особенно во внеурочное время, следует уделить особое внимание безопасности учащихся. Использование интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от восьми до 10 млн интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети учащихся выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Многие школьники посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания.
БЕСКОНТРОЛЬНЫЙ доступ к интернету может привести к: киберзависимости и игромании, нарушению нормального развития ребенка, неправильному формированию нравственных ценностей, знакомству с людьми с недобрыми намерениями. В этой связи сегодня стала актуальной проблема информационной безопасности школьников.
Кто же отвечает за обеспечение безопасности учащихся в информационной образовательной среде? Это общая забота и ответственность всего общества: правительства, школы и семьи. Каждый должен нести ответственность за безопасную деятельность учащихся в условиях развития и функционирования информационного гиперпространства.
СЛЕДУЕТ ОСОБО подчеркнуть ответственность родителей за безопасность детей в информационном пространстве. Несмотря на то, что есть юридические нормы в области родительского контроля и прав ребенка, родители должны помнить, что до 18 лет есть ограничения на использование информации и есть обязанности родителей по воспитанию детей. Родители должны ежедневно владеть информацией о том, чем занимаются их дети в интернете и с кем общаются через сетевые сервисы и понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей, как они сами. Только родители могут полностью контролировать своих детей.
Необходимо понять истинные потребности своих детей и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Родители должны посмотреть на современные средства коммуникации (стационарные компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты) глазами детей и подростков, и тогда виртуальный мир станет помощником в семье для образования и развития детей. У родителей должна быть сформирована информационно-коммуникационная культура, позволяющая осуществлять защиту детей от нежелательной информации и грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье.
ПЕДАГОГИ общеобразовательных учреждений должны взять на себя ответственность за профилактическую работу с родителями, которая может быть разнообразной: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, лекции. Для достижения положительных результатов необходимо проводить комплексную работу семьи и школы. Именно преподаватели и родители смогут предо-стеречь детей от возможных опасностей и ошибок.
ВАЖНУЮ РОЛЬ в создании безопасной информационной образовательной среды играет профилактическая работа с обучающимися, основанная на учете их возрастных особенностей. В начальной школе целесообразно провести мероприятия в виде сказок, игр, в средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов, а в старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах. Желательно в каждом общеобразовательном учреждении ежегодно организовывать День безопасного интернета с проведением классных часов и мастер-классов, с выпуском памяток для учащихся и родителей, а также и иных подобных мероприятий.
Таким образом, очевидно, что сегодня важно говорить о комплексном подходе к проблеме безопасности учащихся в информационной образовательной среде и организации работы со всеми целевыми аудиториями: учащимися, педагогами и родителями. Проблема информационной безопасности должна быть включена в курсы повышения квалификации педагогов, вынесена на родительские собрания, включена в профилактические мероприятия для учащихся.
Формирование информационной культуры в области безопасности - процесс длительный и сложный, и от того, как эффективно будет организована работа в этом направлении, зависит будущее наших детей и нашего общества.
Ольга БРЮХАНОВА,
учитель информатики
Мотыгинской школы №1