Мария ХОЛОДОВА: «Вся жизнь - ни дня без музыки»
В школах прозвенел последний звонок, совсем скоро пройдет пора выпускных экзаменов и нашим школьникам предстоит сделать окончательный профессиональный выбор, исходя из своих предпочтений и возможностей. И к этому моменту их долгие годы готовили наши учителя, в том числе и педагоги дополнительного образования. Но и сами преподаватели не теряют профессиональную форму, они тоже постоянно стремятся к развитию, учатся. Потому что работа с детьми – это большая ответственность, и очень часто именно от личности преподавателя, его профессионализма и умения увидеть в ребенке способности, а затем дать им развитие, в дальнейшем зависит профессиональный выбор школьника и его успех во взрослой жизни.
Профессиональное общение – один из способов повышения эффективности работы учителей. В этом смысле Мотыгинская детская музыкальная школа проводит серьезную работу. В течение всего учебного года, используя свои профессиональные связи, администрация школы организует приезд высококвалифицированных специалистов для того, чтобы они могли оказать методическую и консультационную помощь нашим педагогам, посмотреть и выявить одаренных детей.
Не так давно музыкальную школу посетила Мария Владимировна Холодова – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, преподаватель истории музыки Красноярского государственного института искусств и Красноярского государственного педагогического колледжа № 1 им. М. Горького.
Мария Владимировна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Красноярского государственного института искусств, лауреат премии молодым талантам мэра города Красноярска, лауреат государственной губернаторской премии за высокие достижения в научно-исследовательской деятельности, обладатель многочисленных грантов.
Мария родилась и выросла в г. Желеногорске, её родители – инженеры космического строения. Там же, как вспоминает Мария Владимировна, в тихое и спокойное советское время она обучалась в музыкальной школе, играла на скрипке, играла в оркестре. Затем она уехала учиться в г. Красноярск на теоретика. Мария вспоминает, что окончательно определиться с профессией ей помогли именно её педагоги. И так получилось, что вся её жизнь, начиная с шести лет, связана с музыкой.
- Первый раз я посещаю детскую музыкальную школу в качестве куратора, хоть я и работаю на всех уровнях музыкального образования, - рассказывает М.В. Холодова о своем приезде. - Моя цель – это оценить качество работы, её уровень. И общие впечатления очень положительные: школа в весьма хорошем состоянии, несмотря на то, что здание старое. Но здесь очень уютно и всё сделано с любовью. Это как в театре, где всё начинается «с вешалки». Так и здесь: заходишь в школу и видишь, что своими руками оформлены объявления, афиши. Кроме этого, немаловажно, что очень приличное количество детей на население Мотыгино посещают музыкальную школу. Это большое достижение, я вижу в этом хорошую профессиональную работу руководителя, администрации школы. Плюс, очень важно, что все планомерно ездят на переподготовку, повышение квалификации. Это важно потому, что такой принцип очень помогает закреплению и развитию профессиональных знаний.
Особенно это значимо именно для преподавателей из глубинки, которых я могу сравнить со студентами-заочниками. Они, приезжая на сессии, стараются взять от тебя максимум знаний, чтобы потом увезти их с собой и применить на практике, внедрить в образовательный процесс.
Директор ДМШ Татьяна Владимировна Самкова рассказала о том, что школа не первый год работает с колледжами искусств, передовыми учителями из музыкальных школ, методическим центром. В этом году решили расширить горизонты: пригласили специалиста из института искусств.
- Существует институт кураторства, поскольку есть дети, потенциальные абитуриенты, которые находятся под наблюдением. Здесь есть взаимосвязь: институт или колледж ищут абитуриентов, а школа ищет места, которые может предложить детям для поступления. Кроме этого, ребенка нужно выявить, мотивировать, поэтому очень нужны люди, которые приезжают к нам, - пояснила Т.В. Самкова.
Мария Владимировна на вопрос о том, чем отличается работа преподавателей с высшим профессиональным образованием от работы педагогов, окончивших, например, только колледж, ответила следующее:
- Есть учителя, которые, не имея диплома о высшем образовании, работают гораздо лучше. Это очень индивидуальный момент, и вообще, музыкант – это такая профессия, которая не имеет конечной точки в своем развитии. Мы постоянно учимся, и этот процесс бесконечен. Плюс ко всему он двусторонний, потому что дети задают вопросы, на которые нужно давать ответы. Причём иногда я честно говорю им, что не знаю, как им ответить. И тогда мы с ними начинаем соревноваться, кто быстрее найдет ответ на поставленный вопрос.
Также Мария Владимировна поделилась своими впечатлениями о воспитанниках нашей музыкальной школы:
- Дети разные, но все интересные, непосредственные, открытые, хорошие, очень милые и позитивные.
В завершение беседы Мария Владимировна поделилась тем, что считает себя счастливым человеком, потому что занимается любимым делом и зарабатывает деньги. Того же самого она желает и нашим выпускникам.
Наша музыкальная школа – это действительно уникальное явление в системе дополнительного образования района. Помимо профессионального мастерства преподавателей, талантливых детей, серьезных профессиональных связей за пределами района, участия в конкурсах различных уровней и концертной деятельности школа ещё имеет сеть филиалов, которые вносят немалый вклад в профессиональную мотивацию учеников и культурную жизнь района. Даже если в дальнейшем школьник не планирует связать свою профессию с музыкой, занятия ей учат прекрасному, позволяют по-другому видеть окружающий мир и, благодаря развитию особого мышления, помогают лучше осваивать предметы, преподаваемые в основной школе.
Глеб Строев