Что нужно знать о школьных учебниках
Чтение – это не только один из основных способов восприятия учебного материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга.
Для создания наиболее благоприятных условий для зрительной работо-способности, охраны органа зрения, а также для снижения утомляемости школьников большое значение имеют внешний вид книги, качество ее переплета и бумаги, разборчивость текста, наличие выразительных и красочных иллюстраций и так далее. Особенно велико значение качества печатных изданий для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения. С учетом этого и были разработаны гигиенические требования ко всем элементам оформления школьных учебников.
Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам, подробно изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
Санитарные правила распространяются на учебные издания для общего и начального профессионального образования, на издания для абитуриентов, и не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей и обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях.
Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.
Санитарными правилами установлены гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати учебных изданий, с целью обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся, что приводит к снижению нагрузки в процессе чтения, преду-преждает развитие зрительного и общего утомления.
В санитарных правилах определены требования к шрифтовому оформлению изданий отдельно по гуманитарным, математическим, естественным дисциплинам и специальным дисциплинам для начального профессионального образования.
Так вес учебных изданий для 1 - 4 классов должен быть не более 300 г; для 5-6 классов не более 400 г; для 7-9 классов не более 500 г; для 10-11 классов не более 600 г; для изданий 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не более 500 г. Допускается увеличение веса учебников не более чем на 10 %.
Учебники должны быть изготовлены из полиграфических материалов отечественного и импортного производства, на которые имеются документы, подтверждающие их безопасность для здоровья. Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и тому подобное), с показателем белизны 74-88 %. Не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и тому подобное.
При размещении текста не допускается применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок. В том числе для учебных изданий 1-4 классов не допускается двухколонный набор основного и дополнительного текста, кроме стихов. Для букварей и прописей допускаются списки слов в столбик при количестве слов в столбике не более четырех и расстоянии между столбиками не менее 3/4 квадрата. Для учебников 5-6 классов разрешается применение двухколонного набора для основного и дополнительного текста только в изданиях по языковедению. Для учебников 7-9 классов разрешается тремя и более колонками размещать только списки слов и словосочетаний, хронологический материал, в остальных случаях используется двухколонный набор для основного и дополнительного текста.
При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков. Не допускается печатать текста на цветном, сером фоне. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.
При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.
Часто родители покупают в магазине учебники не тех авторов, которые были рекомендованы в образовательных учреждениях. Обратившись в магазин с требованием обменять учебники на другие, нужного автора, получают отказ. В данном случае администрация предприятия торговли права, так как непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, календари, буклеты, издания и другие) включены в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.01.98 г. № 55.
Будьте особенно внимательны при покупке учебных изданий.
Территориальный отдел
Управления Роспотребнадзора
по Красноярскому краю
в Мотыгинском районе