Ключевая идея - повышение качества образования
(из доклада на августовском педсовете 30 августа 2017 г. и.о. начальника РУО С.С. ЛЫСЕНКО)
На традиционном педагогическом совете работников системы образования 30 августа были подведены итоги прошедшего учебного года, а также поставлены задачи, стоящие перед педагогами района в соответствии с Федеральным законом об образовании, учитывая то, что основным гарантом устойчивого развития нашего района является повышение качества системы образования.
Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социо-культурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов в его развитии. Это непосредственно связано со стремительными переменами, происходящими как во всех областях жизни современного общества, так и в самой образовательной сфере. Повышение качества стало ключевой идеей новой философии образования.
Получение высоких результатов в области образования невозможно без системы непрерывного образования.
Первой ступенью этой системы является дошкольное образование.
Система дошкольного образования Мотыгинского района включает в себя 13 дошкольных образовательных учреждений.
Одно дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» -комбинированного вида, имеет две группы для детей с нарушением речи.
12 дошкольных образовательных учреждений - детские сады общеразвивающего вида.
Кроме дошкольных образовательных учреждений, система дошкольного образования Мотыгинского района включает в себя дошкольную группу полного дня на базе Южно-Енисейской СОШ, которую посещает 20 детей в возрасте от 5 до 7 лет и группу кратковременного пребывания, которую посещает 10 детей в возрасте от 3 до 7 лет на базе Кирсантьевской школы.
Одним из важных показателей качества дошкольного образования является его доступность. Общее количество детей, состоящих на учете для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях, на 1 июня 2017 года составляет 189 детей.
В прошлом, 2016 году – 213 детей, (2014-2015 гг.– 252 ребенка, в 2013–2014 гг. – 315 детей, в 2012–2013 году эта цифра составляла 402 ребенка, 2011-2012 – 498 детей), очевидно снижение количества детей, нуждающихся в предоставлении места в детских садах района. При проведении комплектования дошкольных образовательных учреждений на 2017–2018 учебный год, всем детям от 3 до 7 лет, состоящим на учете для предоставления места в ДОУ, места предоставлены.
Сложная ситуация сохраняется в п. Кулаково, где на 1 января 2018 года в очереди для получения места в детском саду будут числиться пять детей в возрасте 3-х лет.
Наибольшая отложенная очерёдность наблюдается в п. Мотыгино, п. Кулаково, п. Новоангарске. При этом актуальная очередность отсутствует.
Полностью отсутствует очередность от 3 до 7 лет в с. Рыбном, п. Бельске, п. Машуковке, п. Орджоникидзе, в п. Первомайске, п. Партизанске, п. Раздолинске, п. Южно-Енисейске.
Количество детей от 0 до 7 лет, состоящих на учете для определения в ДОУ
По-прежнему списочная численность детей во многих детских садах Мотыгинского района превышает количество мест в дошкольных образовательных учреждениях «Чайка», «Белочка», «Умка», «Золотой петушок», «Ручеёк». Но учитывая нестабильную посещаемость дошкольных образовательных учреждений детьми по различным причинам (заболеваемость, отпуска родителей, карантин) ежедневная наполняемость дошкольных учреждений невысока. Средняя посещаемость по району от проектной мощности учреждений (930 мест) – 64%, от списочного состава групп (970) - 61,8%. Посещаемость выше средней по району наблюдается в детских садах: «Белочка», «Ёлочка», «Чайка», «Ручеёк», «Ягодка», «Умка», «Южно-Енисейская СОШ».
ЗДОРОВЬЕ
Анализируя состояние здоровья детей по ДОУ, отмечается, что при поступлении детей в дошкольные учреждения не снижается количество детей с ослабленным здоровьем. Особенно это наблюдается у детей младшего дошкольного возраста. Медицинские карты, с которыми ребенок поступает в дошкольное учреждение, по-прежнему не отражают истинное состояние здоровья детей. В личной беседе с родителями воспитатели и администрация дошкольного учреждение выясняют особенности развития и состояния здоровья детей, в соответствии с собранными данными корректируются двигательные нагрузки, режим и мероприятия по закаливанию.
Острой проблемой остаётся отсутствие в ДОУ полноценного медицинского обслуживания воспитанников, что приводит к слабому контролю со стороны медицинского персонала за физическим развитием детей, закаливающими процедурами, организацией полноценного питания. Медицинский персонал может отсутствовать в дошкольном учреждении от 10 дней до нескольких месяцев. При неоднократном обращении в учреждение здравоохранения о необходимости обеспечения медицинским сопровождением детей, посещающих ДОУ Мотыгинского района, мер по разрешению данной ситуации со стороны КГБУЗ «Мотыгинская районная больница» принято не было. Администрация мотивирует это тем, что свободных медицинских ставок нет. В существующих условиях контроль за данным направлением работы дошкольных образовательных учреждений осуществляют заведующие детскими садами, которые несут полную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей, посещающих ДОУ.
Анализ количества дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни в дошкольных образовательных учреждениях Мотыгинского района, показал, что, несмотря на достаточно низкий процент пропусков по болезни, количество дней, пропущенных по болезни в расчете на одного ребенка в 2016 году, остается высоким, и по сравнению с 2015 годом показатель увеличился на 1 день.
КАДРЫ
Для успешной реализации образовательной программы дошкольного образования, большое значение имеет обеспеченность детских садов квалифицированными педагогическими кадрами.
Перед заведующими дошкольных образовательных учреждений стоит задача укомплектования ДОУ квалифицированными кадрами, имеющими специальное образование, как того требует закон «Об образовании в Российской Федерации». Исходя из того, что в район не приезжают специалисты, имеющие дошкольное образование, наиболее эффективным является получение образования уже работающими педагогами, не имеющими специального образования. Среди педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений 4 человека обучаются в высших учебных заведениях и 10 человек получают образование в средне-специальных учреждениях.
Одним из показателей квалификации педагогического состава дошкольных образовательных учреждений является наличие аттестационных категорий, присвоенных после прохождения процедуры аттестации.
В 2016–2017 учебном году прошли процедуру аттестации на I квалификационную категорию девять педагогов дошкольных образовательных учреждений. В целом можно отметить качественную подготовку материалов, представленных педагогами при описании своей профессиональной деятельности.
В 2017-2018 учебном году планируется прохождение аттестации 16 педагогов на I квалификационную категорию, одного педагога - на высшую квалификационную категорию и двух педагогов - на соответствие занимаемой должности.
Во всех дошкольных образовательных учреждениях Мотыгинского района в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» разработано положение об аттестационной комиссии для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности.
Для эффективного и успешного проведения процедуры аттестации педагогов дошкольных образовательных учреждений, заведующим МБДОУ необходимо активизировать работу воспитателей и специалистов дошкольных учреждений в плане участия в профессиональных конкурсах различного уровня, обобщения и распространения своего педагогического опыта на районном уровне. Активизировать участие педагогов в интернет-конкурсах, распространению своего опыта путем размещения в сети интернет на профессиональных сайтах своих разработок.
В 2016-2017 учебном году 28 педагогов (в 2014-2015 – 20 педагогов, в 2015-2016 учебном году - 29 педагогов) прошли курсы повышения квалификации, в том числе и по теме введения ФГОС в систему работы ДО.
В 2016-2017 учебном году коллективы, педагоги и воспитанники дошкольных образовательных учреждений Мотыгинского района приняли участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Рассматривая достижения дошкольных учреждений при участии коллективов в конкурсах, следует отметить, что наиболее активными участниками конкурсов являются детские сады п. Мотыгино «Ёлочка», «Чайка», «Белочка», Раздолинские детские сады «Умка» и «Колобок».
Наиболее активно на уровне поселка в мероприятиях различного уровня участвуют воспитанники и педагоги Раздолинского детского сада «Умка», Бельского детского сада «Ягодка», что способствует презентации работы дошкольных учреждений, достижений воспитанников, высокой оценке работы дошкольного учреждения среди жителей поселений.
Все дошкольные учреждения приняли активнейшее участие при проведении мероприятий, посвященных празднованию 72-летия Победы в Великой Отечественной войне. Отдельно следует отметить работу Бельского детского сада «Ягодка», педагогов с детьми, поздравивших тружеников тыла и блокадницу, проживающих на территории п. Бельска.
На высоком уровне была проведена работа по подготовке участников, ставших уже традиционным конкурса чтецов: «Знают дети на планете, лучше мамы нет на свете». Участниками конкурса стали тринадцать воспитанников в возрасте от пяти до семи лет из шести дошкольных образовательных учреждений. Задачами конкурса являлось формирование положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям, выявление и поощрение талантливых детей, предоставление им возможности для самовыражения.
В соответствии с ФГОС ДО, контролю подлежат условия, созданные в ДОУ для освоения программы и безопасного пребывания детей в ДОУ.
В соответствии с планом работы на 2016-2017 учебный год Управлением образования Мотыгинского района были проведены проверки дошкольных образовательных учреждениях с целью просмотра организации воспитательно-образовательного процесса, наличия нормативно-правовой базы, соблюдение требований СанПиНа в части прохождения периодических медицинских осмотров.
Регулярно ведется проверка содержания документов и локальных актов учреждений, расположенных на сайтах. Проводился мониторинг содержания разделов сайтов дошкольных учреждений, соответствие структуры сайтов действующему законодательству.
Проведена экспертиза образовательных программ ДОУ на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО.
В результате проверок были сделаны следующие выводы:
во всех образовательных учреждениях целенаправленно и планово организован воспитательно-образовательный процесс, имеются образовательные программы и программы развития; во всех группах воспитатели работают по календарным планам, утверждены учебные планы и расписание непосредственно-образовательной деятельности.
При проведении первичной экспертизы образовательных программ, выявлены несоответствия структуры и содержания образовательных программ требованиям ФГОС ДО. Перед руководителями учреждений поставлена задача по приведению программ в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Успешно ведется работа по внедрению проектной деятельности и элементов музейной педагогики в работу ДОУ.
Руководители дошкольных учреждений в достаточной мере владеют нормативно-правовой базой, разработанной на федеральном уровне, которая регламентирует правила приема детей в ДОУ, требованиям к размещению на сайтах ДОУ необходимой информации.
Все учреждения оборудованы системой пожарной сигнализации, системой видеонаблюдения. Входные двери оборудованы внутренними замками и запорными устройствами, ограничивающими доступ в помещение ДОУ посторонним лицам. В ночное время охрана зданий дошкольных образовательных учреждений производится сторожами.
Педагоги и администрация ДОУ не в полной мере владеют информацией по обеспечению права на образование детей-инвалидов и детей ОВЗ. Не могут определить, какие шаги необходимо предпринимать при поступлении таких детей в ДОУ (особенно детей со сложными или множественными нарушениями).
За прошедший учебный год все дошкольные образовательные учреждения района в рамках выделенных бюджетных и внебюджетных средств укрепили материально-техническую базу своих учреждений. Обновили мебель, приобрели дидактические пособия, произвели оснащение прогулочных участков игровыми малыми архитектурными формами.
В 2017-2018 учебном году резолюцией августовского педагогического совета перед педагогическими коллективами ДОУ были поставлены следующие задачи.
Совершенствование деятельности дошкольных образовательных учреждений по повышению качества дошкольного образования в условиях реализации требований ФГОС ДО.
Обеспечение гарантий получения образования детьми-инвалидами и детьми ОВЗ.
Совершенствование информационной образовательной среды в ДОУ как условие повышения педагогического мастерства педагогов.
(продолжение следует)