Ключевая идея - повышение качества образования
(из доклада начальника РУО С.С. ЛЫСЕНКО)
(Продолжение. Начало в №№ 39, 40, 41)
РЕЗОЛЮЦИЯ
В 2016-2017 учебном году резолюцией августовского педагогического совета перед педагогическими коллективами образовательных учреждений в области общего образования были поставлены следующие задачи:
ЗАДАЧА 1
Продолжить работу по развитию системы действенной помощи в профессиональном самоопределении учащихся.
Школы с учетом потребностей учащихся в течение учебного года оказывали помощь учащимся 9 -11 классов в профессиональном самоопределении через разнообразные формы работы: классные часы, индивидуальные беседы, родительские собрания, круглые столы, анкетирования, участвовали в мероприятиях службы занятости по представлению вакансий и востребованности профессий в районе «Ярмарка профессий».
Учащиеся выпускных классов встречались с представителями институтов и колледжей г. Красноярска, с представителями Подтесовского филиала «Красноярского техникума транспорта и сервиса». Два выпускника Рыбинской ООШ поступили в Дивногорский техникум лесных технологий и Красноярский технологический техникум пищевой промышленности - свой выбор они сделали с 8 класса во время профориентационных классных часов, посвященных учебным заведениям Красноярского края.
В Мотыгинской СОШ № 2 прошел месячник профориентации, в этом учебном году прошло общешкольное мероприятие «День ученика», в рамках которого мастер-классы для старшеклассников приготовили и провели главный врач Мотыгинской ЦРБ А.В. Кудрявцев, адвокат Л.Н. Качкина, настоятель Мотыгинского храма иерей Владимир, солдат срочной службы В. Разов, студент СФУ В. Латыпов, ветеран педагогического труда В.В. Лемеш.
Традиционными стали выступления перед выпускниками школ Мотыгино и Раздолинска представителей Раздолинского филиала КГБ ПОУ «Енисейского многопрофильного техникума». В этом году пропаганда рабочих специальностей учащимися техникума прошла и в п. Орджоникидзе.
Надо отметить тенденцию – поступление выпускников 11 классов в средние профессиональные учебные заведения (колледжи, техникумы).
ЗАДАЧА 2
Обеспечить положительную динамику в показателях результатов ЕГЭ по обязательным предметам, обеспечив получение качественного базового образования всеми учащимися.
Во всех общеобразовательных учреждениях организованы консультационные занятия по обязательным предметам:
- в учебные программы внесены дополнительные часы школьного компонента на факультативные занятия, направленные на подготовку учащихся по обязательным предметам в формате ЕГЭ;
- интенсивное погружение в предмет во время школьных каникул (по математике, русскому языку) и по выбору учащихся;
- традиционными стали пробные экзамены;
- в Новоангарской СОШ ученики 10 и 11 классов занимались по индивидуальным учебным программам по следующим предметам: математика, физика, биология и химия.
Для подготовки педагогических кадров организованы выездные курсы для учителей математики в п. Мотыгино (КК ИПК) по теме: «Содержание и методика преподавания математики в условиях требований итоговой аттестации в основной и старшей школе» – проучены 17 педагогов.
К сожалению, о положительной тенденции сдачи экзаменов на сегодняшний день говорить не приходится. Выбранные формы работы с учащимися не дают должного результата.
Помогает укрепить и расширить знания по предмету и участие учащихся в районных, краевых, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.
Наиболее популярны дистанционные олимпиады, они менее затратны и более доступны. Много участников и призеров во Всероссийской предметной олимпиаде школьников, Всероссийской олимпиаде по предметам, участниками которой стали учащиеся 1-11классов. Наиболее популярные олимпиады в начальной школе: международный конкурс «Лисёнок», «Муравей», «Слоненок», «Вундеркинд» («Зима 2017») и так далее, международная олимпиада «Весна 2017» проекта «Инфоурок» по предметам. Для всех классов - предметная олимпиада «Олимпус» ( г. Калининград).
Но остается проблема уже многих лет - низкие результаты учащихся при участии в районных и краевых олимпиадах.
ЗАДАЧА 3
Учитывать в работе проекты и утвержденные концепции преподавания учебных предметов: география, обществознание, искусство, технология, физкультура, ИЗО.
Второй год в районе реализуется план мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере общего образования.
Школами разработаны и реализуются программы и комплексы мер в сфере математического и естественно-научного образования. Программы выставлены на официальных сайтах учреждений.
В течение нескольких лет Мотыгинская СОШ № 2 и Рыбинская ООШ участвуют в математическом турнире для обучающихся 5-8-х классов по математике и в турнире по физике для обучающихся 7-8-х классов.
Реализуя программу модернизации содержания обучения учебным предметам предметной области «Естествознание», учителя принимают участие в семинарах и вебинарах по актуальным вопросам.
В соответствии с утвержденной концепцией преподавания учебных предметов естественно-научного цикла в Рыбинской ООШ в ходе уроков экономической географии и неорганической химии создавались проекты, такие как «Горнодобывающая промышленность Мотыгинского района», «Сырьевая база Нижнего Приангарья для получения цветных металлов» - практико-ориентированные занятия.
ЗАДАЧА 4
Разработать программу мониторинга личностных результатов обучающихся.
К сожалению, эта задача в полном объеме не решена. Общей программы у 70% школ нет, но осуществляется внутришкольный мониторинг личностных результатов обучающихся в соответствии с ОП ФГОС ООО (анкеты, тесты, портфолио, характеристики на каждого ученика в конце учебного года). В четырех образовательных учреждениях - Новоангарская, Мотыгинская СОШ № 1, Южно-Енисейская СОШ, Мотыгинская СОШ № 2 - разработана и апробируется программа. Проведены заседания по этой теме, созданы листы оценки достижений учащихся по всем предметам цикла.
Программа работает второй год, учителя отмечают, что много времени уходит на обработку данных.
ЗАДАЧА 5
Обеспечить методическое сопровождение педагогов в связи с введением ФГОС ООО.
Исполнялась по районному плану методической работы на год. Проведено шесть дней открытых дверей в школьных учреждениях.
Педагоги района имели возможность познакомиться с опытом работы коллег и образовательных организаций в учебной и внеурочной деятельности. Каждая школа тщательно готовилось к мероприятию: «Проектная деятельность в школе» – Новоангарская СОШ и Мотыгинская СОШ № 1, «Развитие творческого потенциала школьников» – Орджоникидзевская СОШ, «Современные подходы к организации образовательного процесса» – Южно-Енисейская СОШ, «Нетрадиционные уроки» – Кулаковская СОШ, «Проблемы организации и проведения урока в малокомплектной сельской школе» – Рыбинская ООШ .
Повышение квалификации педагогов проходит традиционно через курсовую подготовку при институте повышения квалификации и дистанционно. Проучено за период 2016-2017 учебный год 95 педагогов, из них в общеобразовательных учреждениях – 68, в дошкольных – 27. Дистанционно прошли обучение 27(10,7%) педагогов. Не прошли курсы повышения квалификации в течение 3-х лет 25 педагогов (молодые специалисты, обучение заочно).
(Окончание следует)