Все работы хороши - выбирай на вкус
На что стоит опираться при выборе профессии? В прошлой статье («От мифов - к реальности жизни». «А.Р.» 15.09.17) мы рассматривали самые распространенные мифы относительно выбора профессии. Мифы дают нам возможность поразмыслить о себе, своем способе выбора и об успешности подобных стратегий.
Сегодня мы поговорим о том, что помогает совершить грамотный выбор профессии.
В конце 19-го века влиятельный американский просветитель и реформатор Фрэнк Парсонс (1854-1908) создал Профориентационное бюро, где каждый желающий мог бесплатно проконсультироваться относительно своей будущей профессии.
Благодаря проделанной работе, Парсонс вывел несколько принципов, которые актуальны и по сей день:
* Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
* Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
* Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта.
* Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
* Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
Разберем принципы более подробно
* Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
Сколько времени человек проводит на работе? Думает о работе? Сколько тратит на дорогу туда и обратно?
Если считать полную занятость - 40 часовую рабочую неделю, от окончания, скажем, вуза до выхода на пенсию, то при непрерывном рабочем стаже - на протяжении 37 лет (для мужчины) и 32 лет (для женщины) - мы получим, с учетом средней продолжительности жизни в 70 лет - где-то 20% жизни. Стоит еще сюда же добавить обучение, освоение новых приемов в работе. Чем интереснее и сложнее работа, тем дольше и больше объем вклада в развитие. В среднем – от 5% до 15%. Итого 35%. Это большая цифра!
Обратите внимание на людей, кто давно в своей профессии. У них свои истории, юмор, даже внешне они могут быть похожи. Профессиональная сфера влияет на образ жизни, ход мыслей, окружение. Каким хотите видеть вокруг себя окружение? Что это за люди? О чем они говорят, что обсуждают, на что влияют?
Проведите небольшой эксперимент. Представьте в деталях образ профессионала, чья сфера вам интересна. Рабочий день, место, вид человека, чем он занимается в свободное время. Вам нравится этот образ? Он не навязан сми или глянцевыми картинками интернета? Не торопитесь с ответом. Свой образ цепляет изнутри, он не вписывается в правила глянца. Второй шаг. Соберите всю доступную вам информацию об этой профессии – фильмы, статьи, встретьтесь с носителем профессии.
Примените упражнение как минимум на пяти профессиях. Сравните свой идеальный образ с тем, что вы увидели. Что изменилось? Какие корректировки вы внесли в профессию? Чему стоит учиться и к чему стоит быть готовыми? Вы согласны на это?
* Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
Возможно, вы слышали красивые истории о том, как дельфины спасают людей в открытом океане. Однако нам не известно, сколько людей утонули, когда дельфины несли их в обратную сторону от берега.
Полагаясь на счастливый случай, мы часто перестаем сами действовать, и наш шанс остаться у разбитого корыта с каждым днем возрастает.
Вы ведь не пойдете в горы в босоножках и без пропитания? Так отчего же вам не подготовиться к поступлению более продуктивно?
Что в ваших силах?
Вы можете распределить время, выделить дополнительные часы на изучение предметов, которые вам нужно будет сдавать. Поговорить со взрослыми из разных профессий, посетить их рабочие места, узнать уровень зарплаты и необходимые требования к их работе. Каждый год выходит справочник абитуриента. Посмотрите справочники прошлых годов, познакомьтесь с требованиями к поступлению, проходным баллом. Обрисуйте себе план максимум и план минимум. В максимум запишите тот университет, куда вы мечтаете поступить – МГИМО, СФУ, Оксфорд. Будьте смелее. В плане минимум напишите тот университет или колледж, в котором есть такое же направление, но ниже проходной балл. Подобный шаг снижает тревожность и помогает свое внимание направить на подготовку, а не на переживания. Каждый год выделяются квоты от регионов. Такая информация всегда есть в Управлении образования.
Здесь описаны далеко не все шаги, которые вы можете сделать. Начните с того, что откликается.
* Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта.
Не у каждого из нас есть возможность обратиться к грамотному специалисту и определить свои сильные стороны. Благодаря интернету, у нас появилась возможность пройти тесты или узнать методики, которые нам могут помочь в выборе профессии.
Что вы можете сделать самостоятельно?
Вы можете вести дневник наблюдений и фиксировать каждый вечер, что вам понравилось делать, что у вас сегодня получилось, в чем хотите совершенствоваться. Выполнять указанные здесь упражнения и составлять список профессий, которые вам близки. Послушать ролики на YouTube Эльмиры Давыдовой и также записывать свои наблюдения.
Ведение дневника помогает структурировать свои мысли, увидеть закономерности, найти ответы на вопросы.
Рекомендуется вести дневник не менее месяца. При регулярных фиксациях, направлении внимания вы можете более точно определить свое профессиональное будущее.
* Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
На консультациях часто приходится слышать, что выбор пал на профессию, потому что она престижна и оплачиваема. Про это мы говорили в прошлый раз. Здесь хотелось бы остановиться больше на знакомстве с миром профессий.
У каждой профессии есть цель труда. Цель - это то, что человек делает постоянно, находясь на своем рабочем месте.
Николай Сергеевич Пряжников - доктор педагогических наук, профессор, проанализировав профессии, выделил девять основных целей:
- Оценивать, проверять, контролировать.
- Исследовать что-либо, делать открытия.
- Перемещать, транспортировать что-либо.
- Преобразовывать исходные материалы, осуществлять монтаж, сборку.
- Преобразовывать человеческое сознание (обучать, воспитывать, консультировать).
- Творить, изобретать, создавать новое.
- Организовывать людей, руководить.
- Обслуживать что-либо или кого-либо.
- Постоянно работать над собой, «быть в форме» (тренировки, репетиции, самообразование).
Выпишите в дневник цели труда и отслеживайте по 10-балльной шкале, что из этого вам нравится, получается, а к чему вы равнодушны. Описывать и оценивать можно по ощущениям, а лучше когда вы попробовали это проделать, и не один раз.
Что-то может у вас не получится с первого раза, но это не значит, что стоит бросать и ставить на этом крест.
Это иллюзия, что есть такая идеальная работа, где все дается легко. Конечно, у вас есть способности и у вас что-то получается быстрее, качественнее, чем у других. Мастерство же заключается в постоянном усовершенствовании, а это требует времени, терпения и силы воли.
* Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
Здесь хочется привести пример из книги Юрия Михайловича Орлова «Самопознание и самовоспитание характера» (его книги есть в открытом доступе, рекомендую с ними познакомиться):
«...Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера...».
Чем больше вы будете знать свои особенности, способности, тем более продуктивно и обдуманно вы сможете выбрать профессиональную стезю.
Анастасия Камаева,
практикующий психолог,
специалист профориентации