Библиотекарь - это состояние души
23 октября - международный день школьных библиотек
С 1999 года по рекомендации ЮНЕСКО отмечают праздник школьных библиотек. Официально этот праздник приобрел свой статус с 2005 года и подтвердил его глава Международной ассоциации школьных библиотек. В России Международный день школьных библиотек первый раз праздновали в 2008 году.
Библиотека открывает школьнику безграничный мир книги, дает возможность познакомиться с выдающимися произведениями художественной литературы, прививает любовь к чтению. Первые печатные книги стоили очень дорого, тиражи были небольшие. Книга – это не просто один из видов печатной продукции, как гласит словарь, она - кладезь знаний и духовных ценностей, которые необходимы каждому из нас. Свое развитие книжка обретала по мере развития человечества. Книга не только дает определенные знания, но и обогащает и человека духовно, культурно, нравственно. Книга для человека значит многое, поэтому и создаются праздники, которые восхваляют и книгу, и место, где они хранятся, – ее дом. Ведь именно книга помогает человеку приобретать знания, находить необходимые жизненные истины, правильно ориентироваться в ситуациях. И главная задача сейчас - приобщать молодое поколение к чтению, особенно в век информатизации.
Один из самых первых уроков здесь проводят с первоклассниками, знакомят их с бездонным волшебством книг. Подготовиться к уроку или экзамену, выбрать материал для написания реферата приходят сюда и старшеклассники. Важность школьной библиотеки определили давно.
В календаре многих стран праздник школьных библиотек появился не просто так. Цель этого действа - привлечь внимание общества к проблемам школьных библиотек: недостаток художественной литературы, особенно современной; на низком уровне остается оснащение библиотек техническими средствами.
С возникновением первых книгохранилищ появилась и новая профессия – библиотекарь. «Библиотекарь – это не просто профессия. Это состояние души». Библиотекарь - профессия многогранная, энциклопедическая, её можно совершенствовать всю жизнь. Библиотечная работа требует систематической учёбы, беззаветности, постоянного поиска новых интересных форм работы. Библиотекарь – это маркетинговое мышление, это совмещение в себе различных отраслей знаний и умений. Особенность библиотечной профессии – любовь к книге, умение разбираться в книгах, любовь к читателю. Особая роль школьного библиотекаря – формирование информационной культуры подрастающего поколения. Профессия школьного библиотекаря не только скромная и неприметная. Она, прежде всего, нужная всем и каждому. В ней нуждаются и будут нуждаться. Ведь настоящий библиотекарь – это друг, советчик, организатор, затейник, приятный собеседник, эрудит.
«Вы - главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъёма нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, вы – библиотекари», - говорил Д.С. Лихачёв.
С 1 октября 2017 года стартовал Международный месячник школьных библиотек, который с 2008 г. проводится по инициативе Международной ассоциации школьных библиотек. Очень важно привлечь к этому событию внимание профессиональных сообществ, педагогов, библиотекарей, учащихся, родительской общественности, СМИ.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Для привлечения внимания учащихся к книге и чтению как важного фактора сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений в общеобразовательных учреждениях проводились дни юбилейных дат, дни чтения, учащиеся готовили сообщения, презентации, рефераты, доклады к урокам, связанные с историей края, района, села, использовали воспоминания родных, домашние архивы, архив районной газеты «Ангарский рабочий», материалы муниципального краеведческого музея и образовательных учреждений. Проводились конкурсы чтецов, выразительного чтения; знакомство с творчеством и биографией писателей и поэтов, выставки рисунков по их произведениям и обзоры.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки (598). В библиотеках оформлялись разнообразные книжные выставки, как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам: к 90-летию со дня рождения А.Г. Поздеева, 170 лет книге А. Дюма «Граф Монте-Кристо» (1846 г.), 90 лет книге А.А. Милна «Винни-Пух»,195 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского, 170 лет со дня рождения художника Н.А. Ярошенко, 95 лет книге А. Грина «Алые паруса», 775 лет со дня «Ледового побоища», 200 лет со дня рождения художника И.К. Айвазовского, 125-летие русского прозаика, поэта, публициста Д.А. Фурманова, 305-летие первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, химика и физика, астронома, поэта, основателя современного русского литературного языка М.В. Ломоносова, 195-летие русского поэта, прозаика и издателя Н.А. Некрасова, 135-летие русского поэта, писателя и переводчика К.И. Чуковского. «Я люблю родное Красноярье». «Люблю и знаю свой край родной», «Осенние причуды» - приурочены к конкурсу чтецов «Осенняя пора, очей очарование». Отмечали 120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, сценариста, Героя Социалистического Труда В.П. Катаева (1897-1986), 80 лет со дня рождения русского писателя, представителя «деревенской прозы» В.Г. Распутина. Оформляли выставки «Новинки из книжной корзинки», «Четыре лапы, пятый хвост». «В союзе с природой», «Международный день школьных библиотек», «Заказник «Огнянский», «Великие актёры», «Здоровье – это здорово!».
В Раздолинской школе имени героя Советского Союза Фёдора Тюменцева (библиотекарь Ольга Викторовна Бакаленко) учащимися в школьной библиотеке было подготовлено 1081 сообщение по различным темам: краеведение, литература края, животный мир, домашнее цветоводство и другие. Постоянно действующая выставка по краеведению «Сибирь – моя держава снеговая, Отечество моё и колыбель…» пополнялась в течение года статьями из газет «Ангарский рабочий», «Наш Красноярский край», книгами красноярских писателей.
В сентябре 2015 года положено начало школьному музею, который пополняется экспонатами, документами, фото и материалами по истории школы. В течение года проводятся экскурсии в музее для всех классов.
В Мотыгинской школе № 2, имея в читальном зале проектор и экран, библиотека активно в течение всего учебного года проводила обзорные беседы по творчеству писателей юбиляров с презентациями и выставками работ. Возобновилось сотрудничество с краеведческим Мотыгинским музеем и центральными библиотеками. Прошли совместные мероприятия с Молодёжным центром. Продолжается работа по обзорным беседам творчества писателей–юбиляров на классных часах.
В Бельской школе, филиале Мотыгинской школы № 1 (библиотекарь Диана Игоревна Ратушняк) в школьной библиотеке повысилась читаемость учащихся. Это объясняется тем, что библиотека тесно сотрудничает с поселковой библиотекой, брали на временное пользование литературу по Красноярскому краю, художественную литературу и обновленную периодику. Учащиеся участвовали в мероприятиях, проводимых в поселковой библиотеке. Созданы тематические полки «История Красноярского края», «Писатели и поэты родного края», «Нам жить и помнить», «Мудрые слова». В библиотеке существует отдельный уголок, где учащиеся занимаются творчеством: рисуют, занимаются лепкой, делают поделки, играют в настольные игры, отгадывают кроссворды или просто читают книги.
Библиотекари и учащихся школ участвовали в школьных, районных, всероссийских конкурсах. Хочется отметить Мотыгинскую школу № 2 (библиотекарь С.Л. Тимофеева), Южно-Енисейскую школу (библиотекарь Л.В. Вайцель), Раздолинскую школу (библиотекарь О.В. Бакаленко).
Увеличилось качество библиотечно-информационного обслуживания: обсуждение книг, выдача устных и письменных справок (42810), индивидуальное информирование одаренных детей. Проводилась работа со слабо читающими и «трудными» детьми; родители участвовали в библиотечных массовых мероприятиях. Общее количество проведенных мероприятий составило 3351.
Во всех школах созданы комиссии по сохранности фондов школьных библиотек, по соблюдению порядка обеспечения учащихся учебной литературой. Раз в четверть в школах проверяется общее состояние учебников. Результаты проверок доводят до учащихся и классных руководителей, руководителем выносятся решения по проверке (поощрения, благодарности).
Школьные библиотеки тесно сотрудничают с библиотеками управления культуры, и большую часть литературы по программному материалу дети берут в этих библиотеках.
Уважаемые заведующие школьными библиотеками, библиотекари! Поздравляю вас с Международным днем школьных библиотек! Школьная библиотека - это не просто частичка системы школьного образования, а место, где деловая атмосфера сочетается с атмосферой уюта и доброты. Пусть каждый ученик найдёт для себя в «храме» книг что-то новое, интересное и необыкновенное. Пусть школьная библиотека станет настоящим помощником в учёбе для каждого, замечательным другом и советчиком. От всей души желаю вам добросовестных, а главное, благодарных читателей! Пусть вам сопутствуют удача, творческое вдохновение, понимание окружающих, ведь ваш профессиональный успех - это вклад в будущий профессиональный успех детей, а значит, и в будущее нашей страны! Искренние поздравления - ветеранам библиотечного дела, находящимся на заслуженном отдыхе.
Валентина Головинская,
специалист Управления
образования Мотыгинского района