Большая среда доступная маленьким
Изменения последних десятилетий в нашей стране не могли не повлиять на смену акцентов в развитии современного общества и языка. Так, словосочетания «весь народ» или «по всей стране» уступили языковым единицам, акцентрирующим внимание на интересах и способностях отдельной личности, что соответствует картине развития современного гражданского общества. С другой стороны, в родной язык в последнее время вошло много заимствованных слов, обозначающих явления, которые появились первыми далеко не в нашей стране, но были приняты обществом, а следовательно, и сам термин.
Сегодня начальник Управления образования С.С. Лысенко рассказывает о сравнительно молодом явлении в обучении под названием «Инклюзивное образование».
- Для начала давайте разберемся с термином «Инклюзивное образование». Используя перевод с английского, это словосочетание можно перефразировать как «включенное» образование. Этот термин используется для описание учебного процесса, в который ВКЛЮЧЕНО образование детей с особыми потребностями. В эту категорию входят особые одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья. То есть, те дети, которые по результатам некоторых диагностических исследований не достигают базового уровня знаний по федеральным стандартам. Либо это дети, которые демонстрируют отличный уровень по результатам олимпиад и соревнований.
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность для всех в плане приспособления к различным нуждам детей, что обеспечивает доступ образования для детей с особыми потребностями.
Глава 11 «Закона об образовании РФ» регламентирует процесс организации обучения для детей с различными особенностями. Здесь уделяется внимание детям, проявляющим способности в обучении определенных областей. В этих целях организуются различные конкурсы, соревнования, олимпиады, фестивали, творческие, интеллектуальные и физкультурные мероприятия. По их результатам можно определить интеллектуально-творческие способности детей, склонность к исследовательской деятельности и спортивные возможности. С другой стороны, если под термином «инклюзивное образование» подразумевается обучение детей с ограниченными способностями, тогда следует говорить о создании в образовательном учреждении специальных условий для обучения по адаптированной образовательной программе. Специальные образовательные условия включают использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств, которые можно использовать и в групповых, и индивидуальных формах обучения.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как непосредственно в образовательном учреждении, так и в отдельных классах, группах либо отдельных организациях. Все вышеперечисленные способы организации инклюзивного образования применяются и в Мотыгинском районе.
Но когда специалисты употребляют термин «инклюзивное образование», тогда речь, в первую очередь, идет об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому создание безбарьерной среды обучения для таких детей подразумевает целый комплекс специальных мер. Сюда входит техническое оснащение, разработка специальных учебных курсов для педагогов и учащихся, специальные программы по обучению, которые направлены на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями по здоровью. А также сюда входит преобразование учебного процесса, его организационных форм и ценностных установок. Когда мы отмечаем подобного рода особенности обучения, то все члены современного общества, то есть родители, дети, педагоги и все окружающие должны быть готовы к тому, что сегодня рядом с обычными детьми могут обучаться и дети с ограниченными возможностями здоровья. Но, к сожалению, необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день пока не все из нас готовы воспринимать реальное положение некоторых вещей. И в этой связи необходимо проводить комплекс воспитательных мер, чтобы все это воспринималось адекватно.
А статистическая картина по инклюзивному образованию выглядит следующим образом. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях Мотыгинского района обучается 13 детей. Из них по адаптированной программе обучается четыре ребенка, пятеро обучаются на дому. При этом мы напоминаем родителям, что эти дети могут приходить в школу и получать знания, умения и навыки там. Что касается возрастного анализа этих детей, то четверо из них обучаются в начальной школе, семь детей – в основной школе и двое – в старших классах.
Кроме того, среди всех детей дошкольного возраста у нас десять детей-инвалидов. Из них пятеро посещают дошкольные учреждения. А четверо детей нашего района обучаются на дому дистанционным методом по краевой программе, в соответствии с которой эти дети обеспечены всем необходимым оборудованием. А обучение этих детей сопровождают педагоги Красноярской школы космонавтики.
По семейной форме обучения в нашем районе обучаются четыре ребенка-инвалида. И в краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Мотыгинская школа-интернат» обучаются 10 детей-инвалидов. Эти дети среди нас, и нам необходимо воспринимать их адекватно. Этот непростой вопрос требует пристального внимания, поэтому в этом году Управление образования Мотыгинского района совместно с образовательными учреждениями проводит выездные педсоветы во всех поселках района по теме «Новая образовательная среда как условия получения новых образовательных результатов». Эта тема является основным пунктом повестки обсуждения во время наших выездных педсоветов. В ходе дискуссии педагоги определяют методы и средства, которые были необходимы для получения адекватных результатов по обучению в новых условиях. Основное внимание уделялось вопросу создания особого психологического климата, который бы способствовал обучению и развитию таких особых детей.
Андрей ЗЕНИН