По новым стандартам
начнут работать педагоги всей Российской Федерации вообще и Мотыгинского района в частности.
Мы попросили Зою Николаевну Кузнецову, директора МОУ МСОШ № 1, поделиться своей оценкой нового проекта «Закона об образовании». Вот что сказала Зоя Николаевна.
- Мое общее ощущение от проекта можно выразить одним словом – хорошо. Хорошо, что в одном документе собрана практически вся нормативная база. Если раньше для осуществления своей деятельности нам приходилось перебирать множество правовых актов, то сейчас достаточно обратиться к одному документу. Он оказался очень большим, потому что проект охватывает все образование – начиная от дошкольного и заканчивая последними ступенями высшего образования, включая «образовательные организации» - так теперь именуются образовательные учреждения. Со временем привыкнем и к новым терминам. Почувствуем разницу. В нынешнем проекте 140 статей вместо 58, которые были раньше. Мне, как руководителю, кажется, что это излишне много. Но, тем не менее, есть возможность проконсультировать детей на предмет обучения в высшем учебном заведении и об организации системы работы в нем. Это стоит знать поступающим, так как в этой организации происходит много изменений. Например, в нашем СФУ сейчас действует кредитно-модульная система обучения.
Что же касается школьного обучения, то сейчас в норму вошло профильное обучение в 10-11 классах. Разработан определенный стандарт дисциплин, подлежащих обязательному изучению. А также есть элективные курсы, которые ученик выбирает самостоятельно до минимального объема в 32 часа. Максимум – 36 часов обязательных и элективных дисциплин – от двух до четырех из числа выбранных профилей.
Узаконен единый государственный экзамен (ЕГЭ) как форма проверки знаний и государственной аккредитации выпускника образовательной школы.
Следует отметить, что в одной из статей проекта «Закона об образовании» говорится, что любой ребенок имеет право получать разные формы образования. Не только в общеобразовательной школе, но также в частной или семейной форме. Однако возникает вопрос, кто будет нести ответственность за качество его подготовки, если ребенок затем закрепился за какой-то школой и не сдал ЕГЭ? Ведь в проекте закона сказано, что за качество обучения несет ответственность школа. Следовательно, все упреки по несдаче ЕГЭ будет нести школа, в которой он писал выпускные экзамены, но фактически не обучался там. Очевидно, по этому вопросу должны появиться какие-то комментарии и отработан механизм решения такой проблемы. Но пока ничего нет.
Кроме того, можно сказать, что первая глава проекта нового закона самая интересная, потому что в ней собраны все понятия и термины, которыми мы пользуемся в школе. По поводу одного из них мы так долго «ломали копья», пытаясь объяснить людям, что же такое качество образования и как его измерить? В разных источниках дается как минимум с десяток объяснений качеству образования. Но в проекте приводится четкое определение: «соответствие уровня успеваемости стандартам».
Четко прописано и определение воспитанию, с которым впрочем, трудно согласиться. Звучит так: «Воспитание - это систематический процесс формирования развития личности, подготовки учащегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социально-культурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами». Но что же такое «общечеловеческие социо-культурные ценности»? Они где-то прописаны жирным шрифтом? И как быть, если сейчас на улице мы видим одно, на экране – другое, а рупоры власти пропагандируют третье – то, что из этого следует считать истинной ценностью? Мы, педагоги, твердим детям: «Так поступать нехорошо!». Они в ответ: «Как раз хорошо!». И как можно в нынешних условиях нравственности доказать детям обратное?..
В проекте также появилась статья «Охрана здоровья». Если и раньше от организаторов учебного процесса требовали соблюдение требований СанПИНа, то сейчас в этой статье четко прописаны права и обязанности участников процесса обучения. Статья нужная.
Есть глава, в которой говорится о государственном контроле за качеством образования, что не отражалось в документах ранее. Теперь, согласно новому требованию, государственный контроль должен будет осуществляться не чаще одного раза в два года. Контроль может проходить по рекомендации вышестоящих органов, надзорных органов в соответствии с федеральными стандартами. И по результатам контрольных срезов образовательное учреждение, учащиеся которого не справляются с контрольными заданиями, может потерять аккредитацию. Однако механизм поощрения для образовательных организаций, которые успешно справляются с поставленным федеральным стандартом, не подразумевается.
К очень серьезной можно отнести статью «Об осуществлении государственного надзора в сфере образования». Он может проходить с периодичностью один раз в три года. Речь идет о соблюдении законодательных актов в сфере образования, т.е. лицензировании. Сейчас идет тенденция выдать лицензию один раз, а затем через надзорные действия проверяют соответствие образовательной организации федеральными сторонами. Кроме того, сейчас школы обязаны иметь сайт. Если это раньше было частным делом, то сейчас это требование закреплено в законе. Отсюда возникает вопрос, а кто будет заниматься информационным наполнением такого сайта, ведь штатное расписание образования 1986 года не подразумевает наличие системного администратора. То есть сейчас назрела необходимость работы системного администратора в каждой образовательной организации, ведь и компьютеров в каждом из них уже достаточно много, не говоря уже о строгом соблюдении требования регулярно обновлять сайт с периодичностью раз в неделю.
В одной из глав проекта закона говорится, что заработная плата педагога должна зависеть от стажа работы. На сегодня такой зависимости отнюдь не наблюдается - уровень зарплаты определяется категорией, которая подтверждается аттестацией. Сейчас с начала нового года вводится новая форма аттестации, проходить которую будут все педагоги. По результатам проверки будут присваиваться только первая и высшая категории. Остальные педагоги смогут только получить оценку как «соответствующие занимаемой должности». Для педагогов со стажем трудность заключается не в том, чтобы работать согласно современным требованиям, а в том, чтобы правильно оформить огромный перечень необходимых для аттестации документов. Поэтому ветераны педагогического труда, отдавшие себя делу воспитания молодого поколения, вынуждены отказываться от прохождения аттестации, будучи и без того ограниченными во времени. А если педагоги будут поставлены перед жесткими условиями обязательной аттестации, то возникнет серьезное опасение, что часть педагогов вообще решат уйти, обнажив и без того больную проблему нехватки кадров.
В главе «Права и обязанности» прописаны соответствующие пункты. По поводу нарушений особых изменений не означено: как и ранее за серьезный проступок нарушитель подлежит отчислению из школы, но не ранее, чем по достижению им 15-летнего возраста. И не ранее, чем он окончит 9 классов. Для не достигших означенного возраста мерой воздействия предполагается избрать беседу либо разбирательство на педсовете.
Следует отметить, что 1 сентября этого года первоклассники всех школ переходят на новые стандарты второго поколения, которые уже прописаны для средней и начальной школы. Новые стандарты уделяют особое внимание второй половине дня школьника: 10 часов в неделю будет выделено воспитанию ребенка, и идти оно будет по пяти направлениям. В новом законе прописана организация этого процесса: создание условий, реализация означенных программ и контроль за их воплощением. Скорее всего это будет напоминать кружковую деятельность, в которых должны работать специалисты и развивать детские способности по четко определенным направлениям. Однако есть одно большое НО: сегодня нет учебников для первоклассников второго поколения. Они имеются лишь в тех регионах, которые работали в рамках эксперимента. Как будут действовать обычные школы, в том числе и Мотыгинская № 1, – это пока очень большой вопрос. Ведь если определены кардинально новые задачи – следовательно, их нужно поддерживать соответствующими средствами. Не должен учитель всякий раз ломать голову, решая задачу: а как достичь кратко и долгосрочной цели. Это не наша компетенция.
Подводя итог оценке нового проекта закона, можно еще раз сказать, что документ нужный и своевременный. Будем работать по-новому закону. Однако очень хочется, чтобы кроме декларативной основы документ также имел и реальные механизмы воплощения своих глав.
Андрей ЗЕНИН