Очень тонкая работа
С 15 по 21 января в краевом центре проходили Рождественские образовательные чтения. Их целью стало возрождение духовности нашего общества, возвращение традиций русской истории, воспитание молодёжи в духе этих традиций, возвращение утраченных ценностей.
В первый день чтений прошла конференция – открытие мероприятия, на котором присутствовал и.о. губернатора Красноярского края А.В. Усс; духовные лица Красноярской епархии: Пантелеимон - митрополит Красноярский и Ачинский (он же и председатель оргкомитета чтений), Никанор - епископ Енисейский и Лесосибирский и другие представители церкви.
По словам митрополита, 18 Рождественские чтения продолжают традиции таких встреч и дают положительный результат общения уже не в узких кругах, а способствуют возрождению духовности среди молодёжи и населения всего нашего края.
На конференции также присутствовали представители молодёжных движений, руководители организаций по возрождению духовности в России, директора воскресных школ Красноярского края, журналисты, учителя, другие различные представители нашего региона, Москвы и Московской области.
Традиция обмена опытом на таких мероприятиях существует уже несколько лет и имеет положительный результат. По словам митрополита Пантелеимона, духовное окормление общества сегодня как никогда необходимо.
До Октябрьской революции 1917 года церковь была неотделима от государства. Многие события, которые происходили в России, получали ту или иную оценку церкви, и лишь после революции она стала отдельным институтом и уже не вмешивалась в дела страны, а богоборческая политика дала свои «плоды». Бездуховность общества, в свою очередь, породила преступность, вседозволенность, хаос, беспорядок, бездушие и жестокость. Сегодня происходит духовное возрождение страны, а 2018 год объявлен годом волонтёра, то есть добровольца. Как замечательно делать добро, не требуя ничего взамен!
Во второй день чтений работали секции для учителей, преподавателей, организаторов, методистов г. Красноярска и краевых учебных заведений, школ, техникумов, колледжей.
Это был целый калейдоскоп различных направлений. Профессиональное образование несколько отличается от школьного, поэтому, слушая выступления коллег - неравнодушных людей к своей профессии, часто возникали дискуссии, беседы. «Круглые столы» всегда проходили живо, интересно, иногда даже волнительно.
Важно не на словах донести до ребят те или иные постулаты, а практическое действие. Движение волонтёров не является новшеством, поэтому в нашем техникуме проходят субботники, акции «Добро» (помощь престарелым), «Наркомании - нет!», классные часы «Покров» (в честь праздника покрова Пресвятой Богородицы), «Масленица», проводим праздник Пасхи с изготовлением пасхальных яиц. Это – работа преподавателей Е.В. Ерохиной, Е.Л. Цвинтарной, А.П. Лёминой, Н.В. Еримбетовой.
Наше государство - светское. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» признаёт особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Задача преподавателя (особенно истории) - донести до ученика духовные ценности христианства: не убей, не укради, почитай родителей, будь милосердным и многих других. Богоборческая политика разрушила духовные ценности: грех, что называется, вошёл в моду, а верующий человек часто считается «странным» в глазах окружающих.
Святой Иоанн Кронштадтский писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, - на сердце более всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нём чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
В воспитании ребёнка очень важно именно воспитание нравственных качеств, развитие духовности важнее развития интеллекта. Мы, педагоги, стремимся дать знания, «наполнить сосуд», но не учим детей строить отношения, искать выход в трудных ситуациях, не даём свободу выбора.
Педагогу не следует морализировать: «Не ходи туда, не делай так, не кури!» и так далее – как раз возникает обратная реакция. Где же выход? Но ведь не зря педагогика – творческая профессия. Только неравнодушные к детям педагоги всегда в творческом поиске: через добрые дела, проекты, акции добра можно развить ум, сердце и обновить неокрепшую душу.
Также в программе Рождественских чтений прозвучала тема семейных ценностей. Разрушьте семью, и наше государство исчезнет. Умение строить семейные отношения, знать о ценностях семьи - непростая задача педагога. Что бы ни говорил учитель, ребёнок берёт за основу «модель» своей семьи. Традиционный подход: воспитываю детей так, как воспитывали меня; нетрадиционный: воспитываю в будущем своих детей не так, как воспитывали меня родители (значит, не всё нравилось); самый трудный подход - умение построить семейные отношения не похожие на родительскую модель.
Педагогу нужно научиться слушать детей, мечтать вместе с ними, любить ребят и жить их жизнью; важно не самолюбование, а всегда находиться в поиске, сомнениях, работать с детьми творчески, а не авторитарно.
Наконец, очень нужно для педагога - уважать мнение и характер ученика, а это, согласитесь, немаловажно. Ведь взращивать душу - ответственная работа, речь идёт о будущем нашего государства, а это - дело серьёзное.
В Раздолинском филиале Енисейского многопрофильного техникума работают неравнодушные педагоги. В течение трех лет коллектив возглавляет О.Н. Лысянникова. Мы, работники техникума, стараемся быть в курсе всех событий в области профобразования. Наши мастера Л.Г. Подольцева, Е.Е. Ерохин, В.В. Попов, преподаватель физвоспитания В.В. Козлов участвуют в проектах, проводят спортивные соревнования, кроссы. В техникуме проводятся различные мероприятия: «Неделя повара», «Неделя автомеханика», «Неделя общеобразовательных наук», библиотекарь И.А. Щетинина проводит тематические классные часы.
Будьте внимательны, педагоги: работаем с детьми, а это очень тонкая работа. Так будем же личным примером для своих подопечных, взрастим в них источник добра. Желаю своим соратникам по работе терпения, творческого огонька, любви, понимания, веры и надежды на лучшее.
Антонина Горюнова,
преподаватель русского языка