Оценить слагаемые качества
В определении задач современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. Сегодня концепция качества образования находится в периоде становления: определяются подходы, исследуются различные аспекты качества, разрабатываются его критерии и показатели. В школе качество образования определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает. Качество образования содержит в себе три составляющих: качество условий, качество результата и качество системы управления. Первое состоит в способности организации создавать в своих стенах образовательные траектории, соответствующие склонностям и интересам обучающихся при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов. Второе – в оценке результатов. Третье – распределение ответственности между субъектами образовательной деятельности.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе контроля.
Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, приказом Минобрнауки России разработан комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки, изменений запросов учащихся и общества в целом, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях.
Выполнение образовательных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства государства и гарантирует право обучающихся на получение качественного образования.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов. Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.
Система оценки качества школьного образования является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года. ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, а также формой вступительных испытаний для приёма в вузы Российской Федерации. Начиная с 2014/15 учебного года, в выпускных классах введено итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации. Это позитивно повлияло на повышение интереса школьников к чтению, способствовало развитию у них умения правильно формулировать и излагать собственные мысли. Разработан и введен с 2015 года двухуровневый ЕГЭ по математике: базовый и профильный уровни, что позволило, с одной стороны, снизить уровень напряженности участников ЕГЭ, не планирующих получение профильного образования по техническим и иным специальностям. При организации ЕГЭ и разработке контрольно-измерительных материалов учитываются особенности участников с ограниченными возможностями здоровья
Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования. Основанием для получения аттестата об основном общем образовании является сдача экзаменов по четырем учебным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными, а еще два участники ОГЭ выбирают сами.
Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).
Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества среднего образования. Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год. Формат проведения НИКО сопоставим с форматом авторитетных международных исследований качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS). Каждое исследование имеет свои цели и задачи; исследования включают написание школьниками диагностической работы, а также анкетирование участников, их учителей и организаторов; сбор и анализ широкого спектра контекстных данных. В мероприятиях НИКО участвуют школы из большинства регионов.
Следующий важный элемент ЕСОКО – Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Всероссийские проверочные работы представляют собой контрольные работы, которые пишут школьники в начале учебного года и по завершении обучения в каждом классе. Проведение этих работ позволяет отслеживать изменение уровня знаний школьников в динамике перед началом и после завершения учебного года. ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования. Организация ВПР предусматривает единое для всей страны расписание их проведения, использование заданий, разработанных на федеральном уровне в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а также использование единых критериев оценивания. Каждая школа заносит свои результаты ВПР в федеральную информационную систему, что позволяет проводить централизованный анализ этих данных. ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Они проводятся школами самостоятельно. Проведение проверочных работ дает возможность школам осуществлять самодиагностику, выявлять пробелы в знаниях учащихся для проведения последующей методической работы. Помимо этого ВПР позволяют осуществлять мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, а также служат развитию единого образовательного пространства в России.
В образовательных учреждениях края в рамках оценки качества образования проводятся следующие работы: мониторинг образовательных достижений на региональном и школьном уровнях в 1-4 классах (мониторингу подлежат предметные, личностные, метапредметные результаты); в 4-х классах проводятся краевые диагностические работы (КДР), проверяющие метапредметные умения. В работе по читательской грамотности проверяется понимание текста и умения работать с информацией. В методике «Групповой проект» оцениваются регулятивные и коммуникативные умения. В основной школе проводятся краевые контрольные работы (ККР). В ККР8 по физике приняли участие ученики 8-го класса всех общеобразовательных учреждений района. Предметом оценки в ККР8 является владение базовыми понятиями, изученными в 7-м классе, а также способность к самостоятельному анализу физических задач и поиску способов их решения, способность самостоятельно работать с данными, видеть в обыденной ситуации физические явления и процессы.
В 2016-2017 учебном году в региональной системе оценки качества основного общего образования появилась новая процедура - краевая контрольная работа по математике для учащихся 7 класса. Работа призвана оценить качество освоения основных предметных умений по итогам курса математики 5-6 классов и готовность к освоению курсов алгебры и геометрии, изучение которых начинается в 7 классе.
Образовательные учреждения Мотыгинского района активно включены во всероссийские и региональные процедуры оценки качества образования. Подробно о проведении, сроках и результатах процедур можно узнать в образовательных учреждениях и на официальных сайтах Краевого центра оценки качества образования, МКУ «Управление образования Мотыгинского района» (http://uomotygino.ucoz.ru/ раздел «Публичный отчет»), образовательных учреждений района.
Одним из ведущих направлений совершенствования образовательного процесса в школе на современном этапе является формирование системы управления качеством образования через мониторинг развития и контроля качества образования с привлечением всех участников процесса образования. В школах ведется работа по внесению изменений в локальные акты и образовательную программу по текущему, итоговому контролю, мониторингу и диагностики оценки качества образования, с целью создания оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии образовательного процесса в школе и основных показателях его функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. В образовательных учреждениях идет работа по внесению изменений и разработке локальных актов по системе оценки качества образования. Для оказания методической помощи представители образовательных учреждений и специалисты управления образования с 26 марта пройдут курсы повышения квалификации по теме «Оценка качества образования обучающихся в рамках ФГОС».
В Мотыгинском районе впервые среди образовательных учреждений была проведена независимая оценка качества образовательной деятельности (далее НОКОД). В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что НОКОД направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и о реализации образовательных программ. Оценка производилась по 4 показателям. Во-первых, это открытость и доступность информации об организации. Во-вторых, комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. В-третьих, доброжелательность, вежливость и компетентность работников. И, в-четвертых, удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации. Первые два показатели эксперты общественного совета оценивали с помощью сайта, последние два показателя оценивали потребители образовательных услуг с помощью онлайн тестирования. Независимая оценка была проведена в отношении 11 школ района, 12 детских садов и двух учреждений дополнительного образования. Лидирующие позиции в рейтинге среди образовательных учреждений Мотыгинского района занял МБДОУ Мотыгинский детский сад «Чайка», следующим в списке является МБОУ Раздолинская СОШ имени Героя Советского Союза Федора Тюменцева, и третье почетное место имеет МБОУ Рыбинская ООШ. С более подробной информацией об НОКОД можно ознакомиться на сайте МКУ «Управления образования Мотыгинского района», на сайтах образовательных организаций Мотыгинского района и на портале bus.gov.ru.
Инга Кумец,
начальник отдела реализации образовательной политики
МКУ «Управление образования Мотыгинского района»