Каждому - значит всем
Какими непохожими бывают дети – такими же разными они вырастают: трудолюбивыми и ленивыми, вдумчивыми и поверхностными, ответственными и безалаберными. Только далеко не каждому дается счастье быть здоровым, а для некоторых даже нашкодить с товарищами на школьной переменке – мечта за пределами возможного. Но чего не дала природа человеку – обязано компенсировать современное развитое общество и предоставить образовательный ресурс тем, кто по причине отклонений в здоровье не может быть, как все.
Об особом подходе к обучению рассказывает руководитель Управления образования Мотыгинского района Светлана Лысенко:
- Обеспечение доступности образования для всех детей, включая детей с ограничениями по здоровью, является сферой пристального внимания для специалистов Управления образования.
В Красноярском крае принята концепция так называемого «инклюзивного образования» (от англ. Inclusive – включающий). Для координации необходимых действий наши специалисты изучали соответствующие материалы, этой теме были посвящены выездные педсоветы.
Это очень серьезный вопрос, который требует особого внимания как со стороны руководителей Управления образования, так и всех работников детских школьных и дошкольных образовательных учреждений. Все участники образовательного процесса должны понимать тонкую суть вопроса и выстраивать рабочие отношения так, чтобы особым детям было уютно, комфортно и спокойно в образовательных учреждениях Мотыгинского района.
К сожалению, в последнее время становится все больше детей, чье состояние здоровья требует повышенного внимания. И разговор об обеспечении детей образованием хотелось бы начать с самого раннего периода детской жизни, когда ребенку закладываются нормы поведения в социуме в детских дошкольных учреждениях.
К некоторым из них приписаны дети, которые имеют статус «ребенок-инвалид». Их обучение проходит по особым адаптированным образовательным программам, которые рекомендованы медицинской психолого-педагогической (МПП) комиссией. Следует особо отметить, что такое обучение проводится с согласия родителей.
Если же комиссия МПП принимает решение о необходимости проводить занятия ребенка с педагогом-психологом или логопедом, то такие услуги в детском дошкольном образовательном учреждении обязательно проводятся при наличии в нем этих специалистов (музыкальный руководитель, специалист по физической культуре и так далее). Такие специалисты работают во всех трех Мотыгинских детских дошкольных учреждениях, в Раздолинском детском саду «Умка» и Новоангарском «Золотой петушок».
Если поступающему в детский сад ребенку требуется помощь таких специалистов, но их нет, тогда воспитатели после получения консультации у специалистов вышеупомянутых детских садов, либо специалистов МПП комиссии, могут проводить развивающие занятия с теми детьми, которым требуется особое внимание для выполнения полученных рекомендаций компетентной комиссии.
Сегодня в Мотыгинском детском саду комбинированного вида «Белочка» действуют три группы для детей с нарушениями речи. Всего на территории Мотыгинского района 42 воспитанника детских дошкольных учреждений имеют статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», из них – пять детей-инвалидов, а два ребенка получают образование по обычной неадаптированной образовательной программе.
В нашем районе нет детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Еще раз хотелось бы отметить тот факт, что обучение детей по особой адаптированной программе может и осуществляется только с согласия родителей. Содержание таких программ можно узнать на сайтах того детского дошкольного образовательного учреждения, которое посещает их ребенок. И в этом году два ребенка, получившие дошкольное образование в детском саду, переходят на следующий этап образования - в школу.
Какова же ситуация в школах с обучением детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья? В школах Мотыгинского района проходят обучение 13 детей-инвалидов, пять из них обучаются по адаптированной программе, четверо из них - на дому.
В этом году три девятиклассника и один одиннадцатиклассник завершают соответствующие ступени обучения. Один из учащихся 9 класса проходил обучение по адаптированной программе и получит свидетельство об окончании 9 класса, а два других школьника будут сдавать выпускные экзамены: для одного из них будут созданы особые условия для сдачи, а второй – как все обычные дети в общепринятом формате. Одиннадцатиклассник также будет сдавать выпускные экзамены в обычной форме, то есть по системе ЕГЭ.
Все остальные дети с ограниченными возможностями здоровья переходят на следующую ступень и продолжат обучение в общеобразовательных учреждениях.
Андрей Зенин