Августовский педсовет
Традиционный августовский педагогический совет прошел 29 августа в районном Доме культуры, где собрались все, кто открывает двери в новый учебный год
В докладе начальника Управления образования Светланы Лысенко «Актуальное состояние и перспективы развития системы образования Мотыгинского района» прозвучали итоги прошедшего года, а также говорилось о том, в каких направлениях будет двигаться образование района в следующем учебном году.
Определяют эти направления Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Экспертный доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики «12 решений для нового образования», опубликованный в апреле 2018 года, резолюция краевого августовского педсовета, Публичная декларация целей и задач министерства образования и науки РФ на 2018 год.
В рамках достижения поставленных целей и целевых ориентиров необходимо решить ряд очень важных задач:
• внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;
• формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
• создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
• создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
• внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;
• формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;
• создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
Дошкольное образование
По итогам 2017 – 2018 учебного года видно, что произошел рост процента охвата детей в возрасте 3–7 лет услугами дошкольного образования.
Однако полностью обеспечить местами детей в возрасте от 1,5 до 3 лет нет возможности. При комплектовании на 2018–2019 год места предоставлялись детям 2016 года рождения, состоящим на учете для предоставления места в ДОУ.
В течение года, при наличии свободных мест будет проводиться доукомплектование детских садов. Сложная ситуация сохраняется в Кулаково, где условия дошкольного учреждения позволяют принять только детей от 3 до 7 лет. Дети младше 3 лет остаются стоять на учете и ожидают своей очереди на 2018–2019 гг. Снижение количества детей данной возрастной категории в дошкольных образовательных учреждениях связано с тем, что на территории поселений, готовых принять детей раннего возраста, количество проживающих детей снижается, а также в связи с закрытием посёлка Партизанска и, как следствие, ликвидацией детского сада «Колокольчик», который посещало 25 детей, в том числе 10 детей в возрасте до 3 лет.
По-прежнему списочная численность детей во многих детских садах Мотыгинского района превышает количество мест в дошкольных образовательных учреждениях: «Чайка», «Белочка», «Умка», «Золотой петушок», «Ручеёк». Но учитывая нестабильную посещаемость дошкольных образовательных учреждений детьми по различным причинам (заболеваемость, отпуска родителей, карантин) ежедневная наполняемость дошкольных учреждений невысока.
На территории района организована работа консультационных пунктов на базе дошкольных образовательных учреждений в Мотыгино - детские сады «Белочка», «Ёлочка», в Раздолинске детский сад «Умка», в Новоангарске детский сад «Золотой петушок», в Орджоникидзе детский сад «Лучик». Этим консультативным пунктам сегодня уделяется большое внимание, они должны начать работать более эффективно.
Также в районе функционирует дошкольная группа по присмотру и уходу, работающая в режиме полного дня на базе Южно-Енисейской школы, которую посещают 20 детей в возрасте от 5 до 7 лет, и группа кратковременного пребывания на 10 детей, которую посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет, на базе Кирсантьевской школы.
В стратегии развития муниципальной системы образования и задачах на ближайшую перспективу должна найти отражение задача реализации права детей от 2 месяцев до 3 лет на услуги дошкольного образования, так как ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры и социальной мобильности. Неразвитость этой системы не позволяет вовремя выявить и снять риски развития у малышей. Это приводит к росту доли детей с нарушениями психического, физического и социального развития в школе. И здесь очень важна роль консультационных пунктов и центров.
Одними финансовыми вложениями нельзя решить задачу, поставленную Президентом. Значительное число мероприятий должно быть направлено на развитие вариативных форм дошкольного образования.
Перед нами ставится принципиально новая задача по организации практик семейного дошкольного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Вторая проблема относится к качеству дошкольного образования, и возникла в связи с новой задачей –
работа с детьми до 3 лет. С одной стороны – это проблема кадрового обеспечения: основная масса педагогов не обладает необходимой квалификацией для работы с детьми данного возраста. С другой стороны – проблема функционирования созданной сети консультационных пунктов и других форм работы с семьями, имеющими детей раннего возраста. Эту сеть необходимо не столько расширять, сколько обеспечить ее устойчивое функционирование, с проработкой вопросов финансового и кадрового обеспечения. Цель направления – обеспечение доступности дошкольного образования (в том числе семейного) за счет вариативных форм и совершенствования образовательной среды.
Становление цифровой образовательной среды
Система образования - тот мостик, который должен обеспечить не только российской экономике, но и всему обществу уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека, взлетом его производительности.
От системы образования требуется акцент на такие виды деятельности, которые будут необходимы для успешной занятости через 20–30 лет и которые связаны с умением работать не рутинно, а с творчеством и с развитыми навыками коммуникации.
Изменения начнутся с того, что в образовании будут применяться те же цифровые ресурсы (инструменты, источники и сервисы), которые используются сегодня в профессиональной и повседневной деятельности человека. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов (форм) и темпа освоения образовательного материала.
В Послании 1 марта 2018 года Президент РФ отметил: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
Одновременно цифровая революция подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы. Уже на горизонте 5–7 лет искусственный интеллект, ставший общедоступным и опирающийся на почти безграничный массив облачных образовательных ресурсов, попав в руки каждого школьника, сделает бессмысленным значительную часть действующих школьных регламентов. Учитель не сможет определить, выполнил ученик домашнее задание сам или за него это сделал электронный помощник. Принудительной школе приходит конец. Если мы хотим сохранить школу как ключевой институт социализации и образования, мы должны качественно ее перестроить.
Будущий урок должен быть основан на подлинном интересе школьников, их постоянной мотивации участвовать в образовательном процессе, командной работе, практической деятельности. А это, в свою очередь, потребует широкого применения на уроках и во внеурочной деятельности игровых и проектных технологий - как цифровых, так и традиционных.
Система образования должна научиться использовать новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы.
Практика онлайн-курсов и смешанного обучения (когда онлайн-курсы сопровождаются семинарами и консультациями на местах, а контроль проводится в очном формате) создает практически безграничное поле образовательных возможностей. Все это формирует предпосылки роста качества образования буквально для каждого человека, независимо от того, где именно он живет и учится, а также каковы его интересы и возможности.
Эти изменения потребуют качественно новой квалификации от педагогов и руководителей.
В Красноярском крае для реализации поставленных задач действует модульная программа повышения квалификации «Цифровой стандарт педагога», создан цифровой атлас региональных практик, школа дистанционного образования, с помощью цифровых технологий проводятся исследования качества школьного образования.
Задача создания цифровой образовательной среды была поставлена в прошлом учебном году и на нашем августовском педсовете. Поэтому все образовательные организации стали участниками выездного педагогического совета по теме «Современная образовательная среда - среда для получения качественного образования. Информационно-образовательная среда – важнейший компонент системы образования», который прошел с целью стимулирования педагогических коллективов на качественные изменения в трудовой деятельности, на изменение самого педагога, внутренней его готовности к тем задачам, которые ставит наше государство на будущее.
(Продолжение следует)