Августовский педсовет
Ученики Мотыгинской школы № 1 выступают на фестивале «Надежда»
Направление «Повышение эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей» очень важное в деятельности образовательного учреждения.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных (творческих) и мотивированных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Одна из задач современного образования - ориентация на выявление и поддержку креативных воспитанников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в образовательной организации стоит цель - так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей дошкольного образования, развитие таланта, мотивация к творчеству начинается с участия в мероприятиях в детском садике.
На высоком уровне проходит у нас подготовка участников традиционных мероприятий в ДОУ: конкурс чтецов в этом году проходил по теме: «Разукрасим мир стихами», участвовали 19 воспитанников из 10 дошкольных образовательных учреждений Мотыгинского района.
С успехом прошел творческий фестиваль «Солнышко в ладошках». Тема - «Мульти-Пульти - чудная страна». В фестивале приняли участие четыре дошкольных образовательных учреждения Мотыгино и Раздолинска, которые представили свои тематические программы, выстроенные в виде музыкально-литературных композиций по мотивам мультипликационных фильмов.
Развитию таланта способствует участие воспитанников в мероприятиях разного уровня: районная акция «Зимняя планета детства» (номинация «Каждой пичужке - кормушка», «Снежная сказка двора»), районная акция «Салют Победы» (номинация открыток «Спасибо деду за победу!»), XXV Международный конкурс рисунков «Талантливые дети» (номинация «По сказочным мотивам»), Всероссийский конкурс рисунков «Природа будущего», творческий конкурс «Земля -
наш общий дом: экология в рисунках детей» и так далее.
Впервые в этом году воспитанник старшей-подготовительной группы Мансуров Тимур участвовал в ХХХVI открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России» п. Мотыгино.
Наиболее активно на уровне поселка в мероприятиях различного уровня участвуют воспитанники и педагоги Раздолинского детского сада «Умка», Бельского детсада «Ягодка», что способствует презентации работы дошкольных учреждений, достижений воспитанников, высокой оценке работы дошкольного учреждения среди жителей поселений.
К сожалению, не все ДОУ являются активными участниками.
Направления работы с одаренными детьми реализовывались через организацию и проведение олимпиад.
Педагогическим коллективам нужно грамотно выстраивать траекторию учебной и внеурочной деятельности с учетом востребованности. И, наверное, уже пора переходить от разговоров о работе с одаренными детьми в части изучения предметных областей к конкретным действиям. Скорее всего, это должна быть программа ОУ по работе с одаренными детьми, а может быть, и проект по муниципалитету. Это задача предстоящего периода. Проведение олимпиад должно быть неформальным, а действительно нацелено на выявление одаренных детей.
В этом учебном году в школьном этапе олимпиады по предмету участвовало 996 (2016 г. - 1362 человека) обучающихся 4-11 классов, из них стали победителями и призерами 496 (2016 г. - 452 человека). Распределение участников по предметам и классам указывает на заинтересованность учащихся русским языком, математикой, литературой, географией, биологией. Мало баллов набрали учащиеся по искусству (МХК), технологии, физической культуре, астрономии, что говорит о трудности усвоения учащимися этих предметов или нет должной подготовки по предмету. Результат сказался на неучастии учащихся в муниципальном этапе олимпиады по этим предметам.
Общее количество участников муниципального этапа 7-11 классов – 413 (2016 г. - 510 человек), из них 59 (2016 г. -
66 человек) победителей и призеров. Выше муниципального уровня на протяжении двух лет наши учащиеся не проходят по балльной системе.
Все достижения детей в конкурсах, олимпиадах, спортивные достижения вносятся в базу «Одаренные дети Красноярья». На сегодняшний день зарегистрирован 741 учащийся (в 2016-2017 г. - 694 человека). Первую десятку детей с высоким рейтингом занимают учащиеся Мотыгинской школы № 2 с рейтингом от 235,10 до 57,09.
В плане развития творческих способностей учащихся во всех ОУ проводится много различных мероприятий. Наиболее ярко в прошедшем учебном году прошел фестиваль детского творчества «Надежда», в котором приняли участие все ОУ. Тема фестиваля -
«Когда мы вместе». Учащиеся Мотыгинских школ № 1 и № 2 выступили со своими программами на приеме Главы района в честь Дня Победы. Необходимо взять за практику показ выступлений детей на конкурсах и фестивалях для родителей и населения поселков.
По этому направлению перед нами стоят задачи: внедрять механизмы обучения детей по индивидуальным образовательным маршрутам, модернизировать инфраструктуру дополнительного образования, обес-печивать углубленное изучение отдельных предметов, возможно, в онлайн формате.
Пятое направление
Ключевой момент внедрения новых методов обучения и воспитания – это обновление содержания и методов образования. Обновление образования требует не повторения лучших практик прошлого, а серьезной трансформации школьного образования.
Задачи направления определены в указе Президента РФ и рамках федерального проекта «Современная школа».
Заделы по внедрению ряда современных методов и технологий
обучения, ставших нормой в педагогической практике, были сделаны в ходе введения новых федеральных государственных образовательных стандартов, включая стандарты образования обучающихся с ОВЗ. К ним относятся:
- обучение через исследование;
- проектное обучение, групповые и межпредметные проекты;
- коллективное решение проблемных задач;
- индивидуальные образовательные маршруты;
- технологии инклюзивного образования.
Основной трудностью в массовом использовании новых технологий является то, что они более затратны по сравнению с традиционным обучением. Их применение требует большего ресурса времени, более высокой квалификации педагогов, усложнения организации образовательного процесса в школе, перестройки многих обеспечивающих процессов. На это могут решиться немногие школы.
В ходе подготовки к зональному совещанию ни одно образовательное учреждение не смогло представить на рассмотрение в УО и затем для экспертизы в региональный атлас практики по этому направлению. Хотя такие практики есть, их необходимо описывать и представлять. В рамках федерального проекта по этому направлению предлагается обновление стандартов образования, включая развитие навыков 21 века и новой грамотности, а также распространение современных воспитательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага. Кроме того, необходимы разработка и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.
Не менее сложной задачей является построение оптимальных воспитательных практик.
2018 год объявлен Годом добровольца. Президент выделил задачу воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности как приоритетную. Необходимо реализовывать современные подходы к воспитанию и гражданскому образованию, профилактике экстремизма в школьной среде.
В крае реализуется масштабная региональная программа патриотического воспитания граждан, активно развивается движение «Юнармия», совершенствуются практики духовно-нравственного воспитания, формируется система медиации. К сожалению, у нас как-то очень медленно ОУ начинают вливаться в движения, которые разворачиваются в крае. Так, есть педагоги дополнительного образования, реализующие программы патриотического воспитания, но отряда Юнармии в этих ОУ не появилось. Напрашивается вопрос – почему? Становлению гражданской активности детей способствует деятельность Российского движения школьников. Школьники края участвуют во флагманских программах, направленных на развитие добровольчества, вовлечение молодых людей в мероприятия по благоустройству местной территории, оказанию помощи ветеранам, незащищенным слоям населения.
С 2017-2018 учебного года общеобразовательные учреждения приступили к реализации деятельности Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Движение предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможности приобретать навыки по всем направлениям деятельности РДШ и принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слетах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны. Все образовательные учреждения зарегистрированы на сайте «Российское движение школьников». Но не до всех учеников доведена информация о Российском движении школьников, такой вывод сделан из того, что только учащиеся шести школ района в нем зарегистрированы и принимают участие.
Современная школа
Задачи направления определяются федеральным проектом «Современная школа».
О качестве образования традиционно судят по двум типам результатов:
• академическим, анализируемым по итоговой аттестации выпускников 11-х и 9-х классов;
• неакадемическим (или метапредметным), анализируемым по результатам краевых мониторинговых процедур, проводимых Центром оценки качества образования.
Итоги Единого государственного экзамена по обязательным предметам показывают наиболее точную картину общеобразовательной подготовки школьников, поскольку экзамены по русскому языку и математике являются определяющими для получения аттестата о среднем образовании, и участие в них принимают почти все выпускники.
Посмотрим результаты ЕГЭ по двум показателям: «доля учеников с высоким уровнем подготовки» (81–100 баллов) и «доля учеников, не набравших минимальный балл».
Результаты ЕГЭ по русскому языку показывают, что не стало участников, набравших балл ниже минимального, но при этом почти в два раза уменьшилось количество участников, набравших баллы от 81 до 100.
Благодаря планомерной работе, направленной на повышение качества математического образования, в 2018 году наблюдается в целом положительная динамика результатов ЕГЭ по математике.
По профильной математике значительно уменьшилась доля участников, набравших балл ниже минимального, но при этом так и не появились участники, набравшие от 81 балла и выше.
По базовой математике доля получивших максимальный балл («5») увеличилась с 18 до 38 %, уменьшилась доля участников ЕГЭ, не справившихся с работой.
Анализируя итоги основного государственного экзамена, можно отметить, что увеличивается число участников, сдавших на «4» и «5» математику и русский язык, и уменьшается количество участников, не преодолевших минимальный порог.
При проведении анализа ожидаемых результатов итоговой аттестации, сравнивали средний результат по итогам года и средний результат по итоговой аттестации. В большинстве ОУ эти результаты совпадают или имеют небольшое отклонение. Но есть ОУ, где этот разрыв существенный, эти учреждения попадают в зону риска, то есть могут быть подвергнуты проверкам на уровне министерства или федерации. Такая ситуация требует тщательного анализа причин несоответствия результатов и условий их достижения.
Важно разобраться в причинах обозначенных тенденций, понимая, что качество предметных результатов во многом определяется тем, насколько у наших выпускников сформированы метапредметные умения. Эти вопросы будут предметом обсуждения на кустовых педагогических советах.
Проблему повышения качества образования не решить простым повышением квалификации отдельных учителей. Необходима командная работа всего педагогического коллектива.
Реализуя ведущий управленческий подход – управление, основанное на данных, используются новые инструменты управления качеством образования:
- региональный образовательный Атлас, в который включены передовые педагогические практики;
- мониторинг муниципальных систем образования, включающий в себя инвариантные показатели, такие как оценка образовательной среды дошкольников, школьная система оценки качества образования, показатель условий профессионального развития педагогов, показатель качества образовательной среды.
Практически все здания наших ОУ имеют 100% износ, но благодаря усилиям всех коллективов, нельзя сегодня сказать, что они ветхие. И здесь первоочередные задачи – строительство двух школ (Мотыгино и Первомайск), устройство теплых туалетов в ОУ, где они отсутствуют, капитальные ремонты ОУ.
Целью реализации шестого приоритетного направления должно стать развитие региональной системы оценки качества общего образования, включающей в себя оценку образовательных результатов, учительских компетенций, качества образовательной среды на школьном, муниципальном и краевом уровнях.