Особым детям - особые условия
И хорошо, что все люди разные – раса, вера, пол. У каждого свои наклонности, ценности и состояние здоровья. И маленькие жители планеты не исключение. Они в своем стремлении познать мир определяют для нас, взрослых, способы достижения этих целей. Но интеллектуальные и физические возможности детей у всех разные, что может быть связано с некоторым сбоем в состоянии здоровья. И с этим современный социум обязан считаться при обучении таких детей. О том, как именно достигаются цели при обучении каждого такого ребенка по системе инклюзивного образования в Мотыгинском районе, рассказывает начальник Управления образования С.С. Лысенко:
- Понятие «инклюзивное образование» можно рассматривать как термин для описания процесса обучения детей с особенностями здоровья, с особыми потребностями по состоянию здоровья. Эти особенности требуют специального подхода по вовлечению таких детей в образовательный процесс и полноценную жизнь детского социума. Идея инклюзивного образования основана на том, что дети с особенностями здоровья должны полноценно развиваться в современном обществе и участвовать в общественной жизни.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предусмотрено Федеральным Законом об образовании, где обозначены понятия о том, кто такие дети с ОВЗ, что такое «инклюзивное образование». В в главе 11 этого закона определяются специальные условия для получения образования таких особенных детей, а также особенности реализации образовательных программ для них.
Основная цель организации образовательного процесса для детей с ОВЗ заключается в возможности предоставления им права выбора ребенком, его родителям/законным представителям/на образовательную организацию, форму обучения и образовательную программу.
В целях комлексного выявления детей с ОВЗ и определения специальных образовательных условий в Мотыгинском районе создана психолого-медико-педагогическая комиссия, которая действует на базе Управления образования. Эта комиссия осуществляет прием детей и родителей по вторникам и четвергам с 14 часов, по адресу: пос. Мотыгино, ул. Шоссейная, 50. А на прием в эту комиссию можно записаться по телефону 23-206.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и в наших образовательных учреждениях. Число их ежегодно растет. Так, на сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях Мотыгинского района обучается 39 детей с ОВЗ в группах с нарушением речи (в детском саду «Белочка»). Два ребенка-инвалида проходят обучение по адаптированной программе в детском саду «Елочка» (Мотыгино) и «Умка» (Раздолинск). А трем детям-инвалидам созданы особые образовательные условия в соответствии с индивидуальной программой по реабилитации и абилитации в детском саду «Елочка», «Умка» и «Березка» в Машуковке.
В общеобразовательных учебных заведениях Мотыгинского района проходят вместе со всеми общую программу 24 ребенка, имеющие различные особенности при обучении. Из них шесть детей с ОВЗ обучаются по адаптированной программе на дому при содействии педагогов в Южно-Енисейске, Мотыгино, Раздолинске и Рыбном. По адаптированной программе обучаются 12 детей с ОВЗ, шесть из которых инвалиды. Такая программа по обучению применятся в школах поселков Слюдрудника, Кулаково, Первомайска, Машуковки, Новоангарска, Орджоникидзе и Раздолинска. А шесть детей-инвалидов проходят обучение по обычной федеральной образовательной программе в школах Слюдрудника, Новоангарска, Рыбного, а также во второй школе Мотыгино.
Обучение детей по адаптированной программе проводится только по заявлению родителей (их законных представителей). Даже если медико-психолого-педагогическая комиссия выносит рекомендации по обучению на основе адаптированной программы, но родители ребенка не написали соответствующее заявление, то ребенок будет обучаться по обычной программе. Преимущества обучения по адаптированной программе уже дошли до сведения родителей, чей ребенок нуждается в особой программе. Право выбора предоставляется родителям в целях сохранения психического здоровья их детей, для того, чтобы им было комфортно обучаться по общей программе.
Но секрет, что в нашей системе образования существуют некоторые проблемы по специальному сопровождению особых детей – обязательно должны работать тьюторы, педагоги-дефектологи, логопеды, а также иные специалисты по узкой профессии. Но пока таких специалистов, к сожалению, недостаточно.
В Красноярском крае принята концепция инклюзивного образования на 2017-2025 гг. Эта программа утверждена Приказом губернатора края от 13 октября 2017 г. В настоящее время основными задачами по реализации этой концепции является создание условий для развития инклюзивного образования детей, самоопределение образовательных учреждений и муниципалитетов в части механизма и модели реализации инклюзивного образования.
Наум Айзенштейн