Как я на себя ЕГЭ по русскому примерил
«Мы выбираем, нас выбирают – как это часто не совпадает», - увы, но эта истина непреложна. Особенно применительно к юным гражданам страны, бросающим вызов тому или иному высшему учебному заведению.
О, сколько переломано словесных копий в рассуждениях о вреде и пользе сдачи Государственных выпускных экзаменов в формате ЕГЭ. И что бы ни было сказано об этом, но такая форма уверенно шагает по стране вот уже полтора десятка лет, испытывая деток, в первую очередь, на психологическую прочность. Впрочем, как и любой другой экзамен, или спортивное состязание, или музыкальный конкурс, и прочее, прочее, прочее.
Собственно академические знания можно проверить абсолютно в любой, но унифицированной для всех испытуемых форме, определяя лучшего среди соискателя пропуска в вуз, либо бойца за титул чемпиона. И дело не в форме, дело в знаниях, умениях и навыках, которые отроки создавали каждодневным учебным трудом в течение долгих лет за школьной партой, а теперь уже и за дисплеем компьютера, бороздя просторы информационных образовательных ресурсов.
И хотя категория проверки по системе ОГЭ/ЕГЭ остается незыблемой для выпускников 9 и 11 классов, но, тем не менее, некоторые вузы сохранили за собой право проверять абитуриентов по системе внутреннего экзамена, пробуя будущий студенческий материал, что называется, «на зуб». Правда, не очень ясно, каким образом будет осуществляться фактический допуск на вожделенный факультет в случае возникновения противоречий между результатами Государственного тестирования и внутренней проверкой. Но да хозяин (в данном случае – вуз) – барин.
И кто же сегодня является самым заинтересованным лицом в результатах Государственного тестирования? Разумеется, папы и мамы. Так задумала сама природа–мать: родитель, по зову основного природного инстинкта, заботится о своем потомстве. Ну, и с небольшой долей социального смысла, родители, инвестируя в будущее детей, могут надеяться и на собственную комфортную старость в случае, если ребенок смог состояться как толковый грамотный специалист или просто как «человечный человек».
А что же сами детки? Современное поколение, по мнению некоторых агентств социологических исследований, все больше и больше прислушивается к мнению своих родителей в части принятия основных жизненных решений, в том числе и по определению будущей профессии. И такая современная ситуация кардинально отличается от положения дел в послевоенные годы либо «лихие девяностые», что практически было одним и тем же – разруха, в том числе в головах, утрата родителей (как кормильцев). Поэтому молодые люди вынуждены были сами принимать решение о благоустройстве дел на очень ближайшую перспективу. Лишь подавляющее меньшинство обладало возможностью, а главное ТЕРПЕНИЕМ пройти многолетний курс обучения в институте.
«Вспомнить все» - такую возможность уже третий раз по счету Министерство образования России предоставило самым-самым заинтересованным в будущих результатах ЕГЭ людям страны – родителям одиннадцатиклассников и на час снова оказаться в школьном детстве.
Так, 26 февраля и в Мотыгинском районе также прошел уже ставший традиционным ЕГЭ по русскому языку для родителей. На экзаменационную площадку, организованную при второй школе Мотыгино, пришли семеро смелых родителей, кто принял приглашение от организаторов мероприятия. Для них-то и состоялась полная имитация госэкзамена, которую их детки пройдут уже через три месяца.
«Человеку свойственно ошибаться,» - так выразился писатель античности Синека-старший. Признаюсь, что и автор этого материала пребывал в заблуждении, ошибочно полагая, что на не очень высокий балл по ЕГЭ своих воспитанников по английскому в разные годы негативным образом влиял прицел объектива камеры видеонаблюдения и проверка металлоискателем перед входом в аудиторию. Нет. Все это влияло не более чем хмурое февральское небо или разглагольствования политологов о набирающей обороты гонке вооружений. Низкий балл у воспитанников по английскому в формате ЕГЭ в разные годы – результат недобросовестной самоподготовки, подготовки и отсутствие желания проводить параллельную самостоятельную работу в тщетной надежде, что-де «репетитор нам поможет». Впрочем, и эта мысль также может быть ошибочной.
Итак, не терпелось разделить долю сдающих ЕГЭ, испытать это непередаваемое ощущение, которое доводилось самому почувствовать последний раз четверть века назад. Одно дело ты - наставник, жесткой рукой загоняющий деток к счастливому будущему через ЕГЭ, которое, если верить официальным прогнозам, станет обязательным для всех выпускников школ через два года. Ведь в ту пору путь в высшее учебное заведение будет пролегать через обязательный ЕГЭ по иностранному языку. А кто не согласен – тут вариантов множество, но все, кроме вуза. Но другое дело ты - такой же испытуемый, как и все, кто бросает вызов всяким проверочным материалам и разным КИМам. Предстояло понять: а смогу ли я сфокусировать мозг на решение непривычной задачи?
Традиционный инструктаж о том, что нельзя, а что можно слушал вполуха. Категорически нельзя телефон или другое иное средство связи, нельзя и записывающее устройство. По этой причине прибыл без фотоаппарата и диктофона, ведь все – всерьез. Перед входом – проверка металлоискателем. И вот оно, долгожданное место старта.
И снова инструктаж о форме проведения экзамена. На классической школьной доске - образцы заполнения полей на бланках экзамена: код региона, код образовательного заведения, номер аудитории, поле для личной подписи. Признаться, что немного неудобно: на одних бланках поля для реквизитов в одном месте, на других – в ином. Ошибся в заполнении. Досада. Но да, ладно – мне же не в вуз.
Загудел принтер, являя на свет собственно проверочные материалы. Пять испытуемых родителей выбрали русский язык, двое – математику. Еще не «взмыла в воздух сигнальная ракета», извещающая собравшихся о начале проверки, как я уже перебирал КИМы – уж очень хотелось приступить. А вот, уже можно. Над доской тикают классические кварцевые часы, отмеряя предложенные для проверки 20 минут.
И вот оно, волшебное состояние наведения головного фокуса на задачу. Пока, как обычно, мутная пелена легкого непонимания. И долгожданный щелчок в мозгу – поехало. Щелк галка, щелк цифра ответа, щелк словечко печатными буквами. Докатился до текста изложения, на основе которого необходимо создать сочинение. Объем не по-взрослому детский – всего 150 слов. Но пару-тройку цитат из прочитанного текста вставить обязательно. А тема для размышлений весьма благодатная – «на судьбе каждого поколения нашей страны, как скрытые водяные знаки, проявляются особенные знаки/символы»…
Точку в молниеносных размышлениях ставил в лучших традициях с передовыми собственными воспитанниками, сдавшими английский ЕГЭ в предыдущие годы, то есть вместе со звонком, в данном случае – с ласковым голосом Тамары Барановой, предлагавшей «закончить сочинения».
Как рекомендуют спортивные тренеры, кроме разминки перед выступлением также необходимо проводить и заминку, успокаивающую организм и всея нервную систему. Вот с ней хуже. Особо не обучены. Помню, что передовые воспитанники, сдавшие английский ЕГЭ в предыдущие годы, могли брать телефонную трубку только через несколько часов, ближе так к вечеру. А некоторые – лишь на следующий день.
На следующий день получил проверенную работу... Опять результат поспешных действий. Да еще бы – как заповедую сам английским воспитанникам - «не вали флажок!», имея в виду шахматный цейтнот, что обрекает партию на поражение. Но 20 минут даже на детском ЕГЭ в полуигровой форме действительно мало: до конца не дочитывал предложенные варианты, отмечая первый понравившийся как верный. Удивительно, но в отличие от проверочных материалов по «родному» английскому, где правильным считается только ОДИН единственный вариант, но в КИМах по русскому предполагается целых ДВА правильных ответа. Не знал. Не ведал. И не ожидал. В общем, две ошибки в семи заданиях. А за блиц-криг сочинение заработал весьма хвалебную аннотацию: «У выпускников был бы высший балл за это задание» (24 балла).
В общем, мне на час снова посчастливилось окунуться в атмосферу школьного детства, вспомнить любимых наставников Л.А. Пацанакиди и Т.Г. Рубайло, что прививали любовь к орфографии, погружая в добрый мир изящных цитат из произведений русской литературы. Еще раз отметил каждодневный труд современного «полевого командира» Т.А. Барановой, которая в противодействии с электронными гаджетами, где надо лишь «кликнуть», продолжает доносить силу и красоту родного слова до своих воспитанников.
Отвечая на вопрос, обращенный к самому себе: «А способен ли сам решить русский успешнее чем сейчас, будучи школьником?», - пожалуй, скажу, что ДА. Ведь прожитая жизнь наложила отпечаток принятия скорых решений – уже разучился долго и мучительно корпеть над искусственно созданной проблемой: кругом все меняется. Поэтому думай быстро и действуй энергично. А школяры пока пробуют свои силы в областях, где все привычно и знакомо. Но для успеха на экзамене, кроме холодного разума и горячего сердца, еще необходим огромный багаж знаний и учебного опыта, который и позволит получить высокий балл, а, следовательно, и путевку в вуз. А дальше каждый сам определяет собственное состояние счастья.
Андрей ЗЕНИН