Обучение для всех
Каждый ребенок имеет право на образование – это право гарантировано нашим детям Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Инклюзивное (от франц. inclusif – включающий в себя,) или «включенное» образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В нашем районе 12 дошкольных образовательных учреждений, которые посещает 905 воспитанников. Кроме того, на базе Южно-Енисейской школы работает дошкольная группа полного дня по присмотру и уходу (18 воспитанников).
Хотя в районе отсутствуют дошкольные учреждения компенсирующей направленности, но в мотыгинском детском саду «Белочка» комбинированного вида открыты три логопедические группы для особых детей, это группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, их посещают около 40 детей.
Детей дошкольного возраста, получающих образование на дому, в районе нет, ведь получение детьми-инвалидами образовательных услуг по дошкольному образованию носит добровольный заявительный характер, поскольку дошкольное образование не является обязательной ступенью образования.
Основное общее образование
В 11 образовательных учреждениях района обучаются две тысячи человек. Из них 20 имеют ограниченные возможности здоровья, в том числе семь – инвалиды, обучающиеся на дому.
Цель системы инклюзивного образования - создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Этот комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
В образовательных учреждениях обучение воспитанников ОВЗ и детей – инвалидов, имеющих статус ОВЗ, идет через адаптированные общеобразовательные программы (АООП, АОП), все программы размещены на сайтах общеобразовательных организаций.
Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.
Эти программы являются комплексными и предполагают включение в работу с ребенком имеющихся специалистов (учителей-логопедов, психологов, дефектологов). Если ребенку рекомендованы занятия со специалистами (педагогами-психологами, учителями-логопедами), и в образовательном учреждении специалисты имеются, то занятия организуются в индивидуальном и (или) групповом порядке. Если в штате образовательного учреждения отсутствуют эти специалисты, то педагоги образовательного учреждения могут организовать индивидуальные занятия в пределах своей компетенции.
Разработка адаптированной программы происходит сразу после того, как рекомендации ПМПК предоставлены в образовательную организацию и родителем написано заявление о переводе ребенка на обучение по адаптированной программе.
Кадры
В районе работает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), она определяет условия для обучения ребенка в соответствии с его психофизическими возможностями.
Из двенадцати дошкольных образовательных организаций в четырёх (детские сады «Белочка», «Ёлочка», «Чайка»
п. Мотыгино, раздолинский детский сад «Умка»), работают шесть учителей-логопедов, в шести (детские сады «Белочка», «Ёлочка», «Чайка», раздолинский детский сад «Умка», новоангарский детский сад «Золотой петушок», орджоникидзевский детский сад «Лучик») работают шесть педагогов-психологов.
Образовательная организация не уполномочена направлять на ПМПК воспитанников без согласия родителей (законных представителей) для определения образовательной программы, а родитель вправе не предоставлять заключение ПМПК в образовательную организацию. Следовательно, организация обучения по образовательной программе дошкольного образования (а не по адаптированной образовательной программе) детей-инвалидов, не предоставивших в образовательную организацию заключение ПМПК, не является нарушением действующего законодательства.
Родители (законные представители) детей-инвалидов, не посещающих образовательные организации, несут ответственность, согласно ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющей права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Проблемы в системе общего образования
В штате дошкольных образовательных учреждений отсутствуют специалисты – дефектологи, которые и должны работать с детьми различных нозологических групп. Штаты дошкольных образовательных учреждений ограничены объемом финансирования, рассчитываемого по количеству детей, посещающих ДОУ.
На консультационные пункты не выделено отдельных ставок штатных или внештатных сотрудников, поскольку дополнительного финансирования не предусмотрено, как и введения дополнительных штатных единиц.
По факту, вся ответственность за организацию образования детей-инвалидов, детей ОВЗ ложится на родителей и образовательные организации. При этом следует учитывать, что образовательные организации уже мобилизовали все имеющиеся ресурсы.
Для оптимизации работы по организации получения образования и консультативной помощи, прежде всего, следует определить неформальные механизмы межведомственного взаимодействия. Одним из направлений, в котором следует работать, может стать организация муниципального Центра ранней помощи с полным штатом специалистов. С единицей техники, позволяющей выезжать в поселения района с консультациями, для оказания помощи детям, их родителям и педагогам, осуществляющим работу по корректированию индивидуальных программ развития и АОП (АООП).
Организовать консультативные пункты и лекотеки (что требует хорошего финансирования) можно не только на базе образовательных учреждений, но и на базе объектов культуры, социального обслуживания населения, учреждений здравоохранения. Необходимо оборудовать лекотеки, как и консультационные пункты, сертифицированным игровым и диагностическим оборудованием. Рекомендуемый штат: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед.
Инга КУМЕЦ,
заместитель начальника МКУ «Управление образования Мотыгинского
района» по образовательной политике