Идея единства - со школьной скамьи
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в Мотыгинской школе №1 является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Для воспитания у учащихся социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, повышения культуры межнациональных и межэтнических отношений, формирования чувства гордости за свою страну, к ее истории в октябре в школе прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства.
Они проводились по утвержденному плану работы школы, в них приняли участие учащиеся 1-11 классов. При проведении мероприятий классные руководители акцентировали внимание учащихся на истории возникновения праздника, его национальной значимости и консолидирующей роли в истории государства и в современной жизни российского общества.
Для учащихся 9-11 классов прошел открытый классный час, посвященный Дню народного единства. Учитель русского языка и литературы Наталья Романенко познакомила наших школьников с историей возникновения этого государственного праздника. На классном часу присутствовал гость - лектор Мотыгинского районного краеведческого музея Валерий Степовой. Он в интересной форме рассказал об этом празднике, о том, что история России неотделима от истории Мотыгинского района. Беседа прошла в теплой дружеской атмосфере. Такие мероприятия способствуют формированию чувства гордости за страну, воспитывают уважение к её истории.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей; уважение к атрибутам государственности (флагу, гербу и гимну) страны.
Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», а в четвертом классе - «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКС).
Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала. Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания.
Традиционными являются предметные недели, в ходе которых дети участвуют в творческих конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, смотрах, состязаниях, проверяют знания прав и обязанностей, получаемых на уроках и во внеклассной деятельности по предметам. По новому предмету ОРКС ребята уже сейчас начинают готовить проекты «Россия - Родина моя».
Во внеурочной деятельности по предмету широко используются исследовательская и проектная деятельность, в ходе которой у детей формируется «желание открывать, делать, побеждать». Важно то, что большинство проектов, разработанных учащимися, претворяются в жизнь. Среди них оформление интерьеров здания школы, озеленение рекреаций, окультуривание ландшафта школьной территории, создание элементов детской площадки, выпуск общешкольной газеты. Всё это позволяет понять и прочувствовать, пробудить желание и умение быть значимым, полезным, интересным для других, а также помогает гражданскому становлению личности.
В школе разработана и успешно используется система классных часов по гражданскому и правовому воспитанию, при проведении которых используются игровые методики и технологии, обеспечивающие деятельностный подход и расширение позитивного социокультурного опыта школьников. С целью развития демократических начал в школе действует система активного включения в процесс образования и управления им самими учащимися через участие старшеклассников в работе школьного управляющего совета, через работу детского общественного объединения «МИР», имеющего положение, герб, гимн, программу.
Одной из главных традиций объединения является организация, подготовка и проведение всех ключевых коллективных творческих дел, большинство из которых имеют патриотическую направленность.
Это мероприятия, посвященные Дню знаний, Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню Победы и многих других дат.
В День учителя ежегодно проводится день самоуправления, где учащиеся старших классов проводят уроки. Праздник последнего звонка – это добрый и содержательный творческий рассказ, летопись «След, оставленный тобою в школе» и прогнозы будущего выпускников. Важно отметить то, что при подготовке всех вышеперечисленных мероприятий используется краеведческий материал.
Традиционно проходит много мероприятий в стенах Мотыгинского районного краеведческого музея. В музее учащиеся школы знакомятся с обрядами и традициями: «Пасха – всем праздникам праздник», «Мы готовимся к Рождеству», «Дом, в котором тепло и уютно», «Кто в доме хозяин?», «Традиции русского гостеприимства». Проходят интеллектуальные игры «Мир русской деревни», «История русской игрушки» и другие. Экспозиция музея позволяет с начальных классов знакомить ребят с историей Мотыгинского района.
Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разно-
образных форм внеклассной работы.
Необходимо развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, за ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, на территории которой веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов.
Светлана ЖИГАЛОВА, заместитель директора
по воспитательной работе