Талантам поможет программа
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования.
Актуальность этого направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009 г.
Основные направления этой работы обозначены в так называемых «бюджетных посланиях» губернатора края Л. В. Кузнецова и главы района В. А. Функа.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений и других ведомств с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Сегодня в нашем районе реализуются различные образовательные программы, проекты, мероприятия по работе с одаренными школьниками, как в рамках обозначенных выше документов, так и районных положений о проводимых мероприятиях. В системе образования района накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста.
В дошкольных образовательных учреждениях имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей в сфере экологического образования, искусства, нравственно-патриотического воспитания путем внедрения программ дополнительного образования детей, включение детей в исследовательскую деятельность.
Определенные условия созданы для выявления и развития одаренных школьников в образовательных учреждениях района. Образовательное пространство предоставляет школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности: научно-практические конференции, конкурсы, интенсивные школы, олимпиады, смотры, фестивали.
Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются районные предметные олимпиады. В 2010-2011 учебном году в районных олимпиадах школьников приняли участие 80 % учащихся школ района. Олимпиады проводились по одиннадцати предметам естественно-математического и гуманитарного цикла. В 2010-2011 учебном году пять школьников нашего района приняли участие в краевой олимпиаде.
Решение многих задач развития художественно-эстетического, эколого-валеологического, туристическо-краеведческого, военно-патриотического, научно-технического, социально-педагогического и спортивного образования детей осуществляется в рамках очной реализации программ дошкольного образования на базе учреждений ДОУ, общеобразовательных школ, детской музыкальной школы, спортивной школы.
В работе с одаренными детьми в направлении массовых мероприятий мы руководствуемся краевым комплексным календарем массовых мероприятий со школьниками. В него включены традиционные и вновь организуемые мероприятия интеллектуальной, художественно-творческой, научно-технической, физкультурно-спортивной направленности, которые представляют собой многоступенчатую систему, включающую школьный, муниципальный и краевой этапы, но проблемой остается отсутствие первого (школьного) этапа районных и краевых мероприятий во многих школах.
Ежегодно стало традицией проведение районного слета медалистов и отличников в целях поощрения за выдающиеся учебные, творческие и спортивные достижения. Слет проводится по инициативе Главы Мотыгинского района.
Решаются задачи развития кадрового состава, повышения уровня профессиональных знаний преподавателей, работающих с одаренными детьми, посредством проведения обучающих семинаров. Но эта подготовка не обеспечена в полной мере ни содержательным, ни организационным характером.
Есть педагоги, которые прошли обучение на краевом уровне, но их ресурс на уровне школы не востребован.
Следует отметить, что способные и одаренные дети из небольших сел и деревень находятся в неравных условиях с детьми из п. Мотыгино, они часто лишены возможности выбирать дополнительные образовательные программы и индивидуальные траектории обучения. Многие образовательные учреждения района удалены от районного центра, именно поэтому создание системы выявления одаренных детей, единой творческой образовательной среды, объединение усилий дошкольных образовательных учреждений, средних образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей для дифференцированной и индивидуальной работы с одаренными и способными детьми являются актуальной проблемой системы образования нашего района.
Кроме этого, в целом деятельность с одаренными детьми в районе разрозненна, нечетко структурирована, она осуществляется различными индивидуальными и коллективными субъектами, иногда параллельно, дублируя друг друга.
В современных условиях нужны межведомственные взаимодействия по выявлению и развитию одаренных детей нашего района, более эффективные мероприятия по поддержке одаренных детей. Работа с одаренными детьми требует особой профессиональной подготовки педагогов, внедрения современного программного обеспечения.
Следовательно, возникла необходимость объединения межведомственных усилий по созданию условий для выявления и развития одаренных детей на уровне муниципалитета и выделения мероприятий в отдельную целевую программу поддержки одаренных детей.
Поэтому разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Одаренные дети» на 2011-2013 годы, предусматривающая объединение ресурсов и создание единой системы по работе с одаренными детьми нашего района.
Ольга ЗАГАЙНОВА,
специалист по воспитательной работе
МКУ «Управление образования Мотыгинского района»