Значимая роль игры в жизни наших детей
«Я пытался достичь сердца ребенка словами,
Они часто проходили мимо него неуслышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами,
Он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» -
закричал я.
Он прошептал мне на ухо
«Приди, поиграй со мной».
Игра является важным фактором в жизни ребенка. Через игру взрослые передают ребенку совокупность знаний, умений и навыков, систему исторических и общечеловеческих ценностей. Игра - это способ определения ребенком своего места в мире людей и совершенствования своих возможностей.
По своей природе игра парадоксальна, она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять определенные правила. Именно подчинение правилам доставляет ребенку главное наслаждение в игре. Немецкий ученый К. Бюлер определил игру как деятельность, сопровождаемую удовольствием и совершаемую ради него. Некоторые ученые называют игру «работой детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии ребенка.
У детей, как и у взрослых, есть свои проблемы. Они такие же сложные, как наши с вами. Игра - мощный ресурс, которым ребенок располагает, чтобы по возможности совладать с этими проблемами, страхами, неясными порывами, психической и физической слабостью, неуверенностью в себе и в любви ближних. Американский профессор Г. Л. Лэндрет утверждает, что ребенок может самостоятельно справиться с любой психологической травмой. Главное условие для этого – не мешать ребенку выразить свои переживания в игре. Обыграв травму, ребенок изживает ее, вырабатывает своего рода стратегию поведения в новом мире.
В последние годы дети стали меньше играть. Причина этого явления – недостаток времени, большая часть которого отводится в детских садах различным занятиям. Игра не приходит сама собой. Необходимо учить детей играть. Результаты социологического исследования свидетельствуют о том, что дети отдают предпочтение традиционным подвижным играм с правилами.
Дошкольный возраст справедливо назван самым благодатным периодом для формирования личности. Вот почему ни родителям, ни воспитателям не следует предаваться иллюзиям, что эти способности разовьются сами по себе, без помощи взрослых.
«Играйте вместе - это оздоравливает взаимоотношения». В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе, дети убеждаются в том, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками, и рождается вера в то, что в этом мире существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.
Совет родителям:
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра научит нас:
- говорить с ребенком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какими они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
Надежда БОЧКУН,
педагог-психолог
СРЦН «Мотыгинский»