Новый взгляд на новую школу
Ирина Евгеньевна ГРИГОРЬЕВА (на снимке) родилась и выросла в г. Бородино. В г. Красноярске закончила педагогический колледж № 1 им. М. Горького, освоила специальность «учитель истории». Как выпускника с «хорошим дипломом» ее зачислили в педагогический университет им. В. Астафьева, в котором она получила высшее образование по этой же специальности.
Второй год Ирина Евгеньевна преподает историю в Раздолинской СОШ. В прошлом году она приняла участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют-2011». Накануне районной августовской педагогической конференции Ирина Евгеньевна прилетела из г. Москвы, где приняла участие в национальном форуме «Умная школа», на который ее пригласили как одного из лучших участников «Педагогического дебюта».
Мы попросили молодого преподавателя рассказать предысторию этого события и некоторые подробности работы образовательного форума.
- Ирина Евгеньевна, что представляет собой конкурс «Педагогический дебют»?
- «Педагогический дебют» - это конкурс молодых специалистов, стаж работы которых менее трех лет. В апреле текущего года я и моя коллега, после того, как школа получила положение о конкурсе, решили принять в нем участие.
- Какие были условия?
- Нужно было пройти два тура: отборочный (заочный) и очный. Заочный тур предполагал предоставление данных о себе в виде анкеты и написание двух эссе. Первое эссе «Я бы ввел образовательные стандарты…» должно было отразить мое мнение и предложения по поводу образовательных стандартов, а второе «Новая школа глазами молодого педагога» – как я представляю себе новую школу. Также нужно было предоставить разработки двух внеклассных мероприятий и трех уроков. Все материалы были направлены в адрес исполнительной дирекции.
- И что вы написали в эссе?
- В первом эссе я размышляла о том, что нужно изменить в образовательных стандартах. В этом же направлении я продолжила работу на форуме, которая и сейчас не прекращается в режиме он-лайн.
Первое, что, на мой взгляд, необходимо – образовательные стандарты должны быть написаны понятным языком, чтобы их смысл был доступен всем, а самое главное – не только педагогам, но и родителям учеников. Второе – это изменить форму итоговой аттестации.
- И что вы предложили?
- Я предложила отменить ЕГЭ в гуманитарных профилях. Причем обосновала свою точку зрения. Я брала за основу свой предмет. Во-первых, дети не могут запомнить такое большое количество исторических дат, а во-вторых, невозможно угадать из двух возможных ответов один, который кто-то, составлявший тест, считает правильным. И, в-третьих, наверное, главное - не описание и сравнение различных правителей и творческих людей, а то, какое, например, художник создал произведение, благодаря чему он стал известен.
На мой взгляд, на экзамене по истории ученик должен размышлять, показывать глубину и понимание полученных знаний. Я считаю, что для этого предмет нужно сдавать устно.
- Вы считаете, что при подготовке к ЕГЭ по гуманитарному профилю уделяется мало внимания творческой стороне развития личности ученика?
- Сейчас у меня профильный 11-й класс. И я вижу, что в основном ученики не нацелены на углубленное изучение предмета (что и предполагает профильное обучение), их мотивация заключается в том, чтобы сдать ЕГЭ, то есть запомнить как можно большее количество исторических дат, событий и прочее. Причем, страдает не только творческое начало личности. Страдает также и умение выражать свою личную позицию. И как ЕГЭ, например, может проверить коммуникативную компетентность учащегося?
Также в эссе я говорила о том, что образовательные стандарты нужно направить на будущее, а не на сегодня и сейчас. Поэтому, если мы создаем профильное образование, то нужна и соответственная материально-техническая база. Только тогда можно рассчитывать на успех.
Кроме этого, по сути дела, нет никаких практических разработок. Нужно сначала все хорошо продумать, и только потом уже создавать профильное образование, а не так как сейчас: начали работать, и выясняется, что недостатков более чем много.
Второе эссе - «Новая школа глазами молодого педагога». Здесь я больше опиралась на материально-техническую базу: оснащение школы интернетом, проведение занятий с использованием компьютерных технологий. Я писала конкретно про школу поселкового типа.
Кроме того, в новой школе должно быть то, что привлечет в нее детей, чтобы ученик после занятий не спешил быстрей домой. Но в этом эссе я лишь обозначила проблему. Конечно, я предложила некоторые пути ее решения, но у меня еще слишком мало опыта, чтобы дать четкий ответ как это сделать.
Что касается внеклассных мероприятий и уроков, то на конкурс я предоставила свои текущие разработки, то есть то, чем занимаюсь каждый день.
- Как развивались события дальше?
- Я прошла заочный тур, и мне позвонили из г. Москвы с предложением принять участие в очном этапе, прислали приглашение на электронный адрес школы. Тогда я не была готова к такому развитию событий: у меня не было авиабилетов и тому подобное. Я думала, что на этом все закончится, но в июле меня, как участника конкурса «Педагогический дебют», снова пригласили в г. Москву, чтобы принять участие в национальном образовательном форуме «Умная школа», который состоялся 25, 26 августа. В форуме приняли участие 200 учителей из 45 регионов страны, эксперты в области образования. Среди них – общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, министр образования Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
- Как проходила работа форума?
Было рассмотрено множество вопросов, касающихся образования: законопроект «Об образовании в РФ», новые образовательные стандарты и ЕГЭ. Также обсуждались проблемы, связанные с этими нововведениями.
Обсуждения занимали много времени, мы заканчивали работу иногда далеко за полночь. Хотелось задать как можно больше вопросов членам Общественной палаты РФ, услышать ответы, внести свои предложения.
- Кто был организатором форума?
Организатором форума стала член Общественной палаты РФ, известная телеведущая Тина Канделаки. Это ее идея и проект. Есть даже специальный сайт, на котором мы до сих пор обсуждаем вопросы, затронутые на форуме.
На открытии форума Тина Канделаки сказала о том, что проект «Умная школа» - это открытая дискуссионная площадка. Все заинтересованные лица и неравнодушные граждане РФ могут принять участие в обсуждении законопроекта «Об образовании в РФ». Она считает, что благодаря «Умной школе» можно организовать широкую общественную дискуссию, результаты которой будут представлены в Правительство и Государственную Думу РФ.
Также Тинатин Гивиевна обозначила основную задачу форума – это обеспечение конструктивного диалога между всеми участниками образовательной системы. Свою миссию телеведущая увидела в том, чтобы объединить всех участников образовательного процесса и дать каждому возможность высказать свое мнение о дальнейшем пути развития образования.
А дальше говорили мы, учителя.
- Расскажите о какой-нибудь острой дискуссии.
- Много говорили о качестве школьного образования. Мы очень долго и жестко спорили с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Алексеевичем Венедиктовым, который считает, что молодым специалистам вообще нечего делать в школе. Он бы не хотел, чтобы его ребенка обучал молодой специалист, у которого мало опыта преподавания в школе, подчеркивал достоинства советской системы образования, отвергал мнения других и хотел, чтобы все признали, что его мнение единственно правильное. Затем он вообще обиделся и ушел.
- На форуме обсуждался ЕГЭ. К каким выводам пришли?
- Вокруг ЕГЭ разгорались споры, обозначались недостатки и достоинства, на вопрос «Считаете ли вы ЕГЭ объективной оценкой знаний учащихся?» 39% участников форума проголосовало «за», 61% - «нет».
Мы пришли к выводу, что ЕГЭ, в принципе, как форма итоговой аттестации нужна, но по гуманитарным предметам КИМы нужно заменить. Сначала нужно четко определить цель изучения предмета. Суть экзамена хороша: ученики, сдав экзамен в школе и набрав достаточное количество баллов, могут рассчитывать на успешное поступление в вуз, тем более, что лишь немногие вузы страны проводят дополнительное собеседование при поступлении.
Согласились, что можно оставить ЕГЭ, например, по математике и некоторым другим предметам в той форме, которая сейчас есть. Но представьте, например, единый экзамен по литературе. Каждое произведение имеет множество толкований и смыслов, которые возможно понять, лишь работая в аудитории, споря и доказывая их. А получается, что дети должны угадать точку зрения того, кто составлял тест. Не угадал – извини, нужного количества баллов не получишь.
Многие коллеги на форуме рассказывали о том, что некоторые ученики в тестах по гуманитарным предметам делают ошибки, но самое интересное, что они правы. Например, абсолютная истина с точки зрения рационалистов – это истина, познанная с помощью разума. Получается, что мнение детей просто не совпадает с мнением составителя теста.
А ведь можно этим экзаменом ребенку всю жизнь испортить. Не наберешь достаточное количество баллов – никуда не поступишь. Снова ЕГЭ можно сдавать только через год. И чем заниматься человеку целый год? Куда ему идти, если на рынке труда конкуренция очень большая, а требования работодателей высокие?
- Какими выводами завершилась работа форума?
- Эта работа не завершена. Мы съездили на форум больше для того, чтобы познакомиться. Сейчас мы работаем в режиме он-лайн. Работа не прекратится до принятия ФЗ «Об образовании в РФ» и новых образовательных стандартов.
Борис ШАКУРОВ
На снимке на форуме: идея и проект форума принадлежат Тине Канделаки, члену Общественной палаты РФ, известной телеведущей.