Ломоносовские дни
18 век. Патриархальная Россия. Реформы Петра всколыхнули Русь. В далёкой северной земле родился мальчик Михайло, которому суждено было перевернуть всё и открыть науки, «доселе неведомые», объяснить многие явления не с «божественной точки зрения», а с научной, бороться с косностью, тупоумием, нежеланием перемен, завистью и глупостью.
С 7 по 19 ноября в Раздолинском ПУ-103 проходили мероприятия и открытые уроки, посвященные 300-летию со дня рождения первого русского учёного М.В. Ломоносова. Празднование памяти Ломоносова совпало с декадником общеобразовательных дисциплин, методобъединение которых возглавляет А.М. Горюнова.
На линейке-презентации были представлены все преподаватели, которые ведут занятия: К.А. Браун (иностранный язык); А.М. Горюнова (русский язык и литература); С.Ю. Кузьмин (физвоспитание); А.М. Лёмина (математика); Е.Л. Цвинтарная (химия, биология).
В течение первой недели были проведены Олимпиады по математике, физике, географии, русскому языку, истории, биологии. Ученики выполняли тестовые задания: условия были жёсткими, так как присутствовал здоровый дух соперничества, и необходимо было выбрать наиболее успешных. После проверки работ преподавателями были выявлены победители: А.Фомина (русский язык, география, биология), Е.Кулакова (математика), А.Изотова, А. Клычёва, О. Кучина - победительницы по русскому языку, А.Присяжнюк (физика), по истории успешно выполнили задания Г.Бубнов, А.Потехин, занявшие 2-е место. В пятницу, 11 ноября, в библиотеке училища прошла литературная гостиная, посвящённая Ломоносову (ответственные И.А.Щетинина, библиотекарь, А.М.Горюнова). На это мероприятие были приглашены все учащиеся, преподаватели, мастера. Учениками была показана сценка о детстве и юности Михайло, о его смирении и послушании отцу. Как-то очень пронзительно сыграли наши дети отрока Михайло (Андрей Потехин), юношу Михайло (Витя Олияр), отца будущего учёного (Саша Попредейко). Ах, как не хочется отцу отпускать от себя сына! Но пытливый ум не даёт покоя мальчишке! Страсть к наукам, любознательность, предчувствие более высокого предназначения, чем просто трудная жизнь помора, - всё это способствовало принятию твёрдого решения: в Москву, за науками, за знаниями! А характера Михайле было не занимать. Ребятам была показана презентация М.Ю. Медковой (зав. библиотекой ДК «Горняк»), она рассказала ученикам о родословной великого учёного, о его потомках. Ведущим на этом мероприятии был Е. Сизых, который прекрасно справился со своей задачей.
Преподаватель физвоспитания С.Ю. Кузьмин организовал соревнования по теннису. 1-е место занял А.Потехин - учащийся 1-го курса (профессия «Повар, кондитер»), 2-е место заслужил С.Петров, 3-е место присудили Ф.Базылеву - учащиеся 2-го курса (профессия «Автомеханик»).
И снова понедельник! И снова Ломоносов! А.П. Лёмина (преподаватель точных наук) работает в училище второй год. Этот урок по физике (открытый!) был для неё, что называется,- первым. Он проходил под девизом: «Что я знаю о физике?» Урок проходил в форме игры. На нём была представлена презентация в форме вопросов о физических явлениях, об открытиях Ломоносова в области физики, о явлениях, которые доселе были неизвестны науке (например, северное сияние) и многое другое. Ведущими, помощниками преподавателя стали А. Потехин, А. Присяжнюк (гр. №51/3, профессия «Повар, кондитер»).
К.А. Браун (иностранный язык) - молодой талантливый педагог, в группе поваров 1 курса провела открытый урок, продемонстрировав свои педагогические умения. Учащиеся с увлечением работали на уроке.
Одним из интереснейших уроков, который охватил все науки, к которым так или иначе стал причастен великий учёный, стал интегрированный урок по истории, химии, физике, биологии, географии и литературе (Е.Л. Цвинтарная, А.М. Горюнова, А.П. Лёмина) – «Вклад Ломоносова в науку». Ребятам было предложено в течение нескольких минут нарисовать буклет, отражающий достижения Ломоносова в той или иной науке. «Защита» прошла успешно.
Ещё одним этапом стала викторина, в которой были предложены 60 вопросов, отражающие деятельность Ломоносова. В течение двух уроков ученики читали предложенный им материал и отвечали на вопросы в виде тестов. Урок-викторина прошёл в форме проекта. Успешно справились с заданием А.Фомина, К. Зарипова, К.Щур (гр. № 50/3, профессия «Повар, кондитер»).
На протяжении всех мероприятий и уроков-проектов ученики были экспертами, журналистами, ведущими. И это, на наш взгляд, наилучший способ воспитания, умения понять и прочувствовать всё, что пережил Ломоносов, стараясь для «пользы Отечества».
Неделя завершилась линейкой, на которой вручили памятные подарки и грамоты всем победителям Олимпиад, викторин, участникам сценки и просто отличившимся ученикам. Спасибо всем участникам этого проекта!
Антонина Горюнова,
преподаватель ПУ-103 Елена Цвинтарная,
методист ПУ-103
п. Раздолинск