Поговорим о фортепиано
В музыкальной школе п. Мотыгино фортепиано – один из самых востребованных инструментов. Детей привлекает разнообразное звучание – от самого тихого звука до почти оркестрового, его историческое прошлое, богатое увлекательными событиями, славное настоящее.
У фортепиано было много инструментов-предшественников, для которых было написано огромное количество прекрасной музыки. Лучшие образцы музыкального наследия прошлого исполняются современными пианистами.
В октябре 2011 года в нашей школе состоялся классный час для учащихся-пианистов под названием «История фортепиано». Рассказывает Наташа Удобкина: «Предшественниками фортепиано были лира, цимбалы, орган, клавесин, клавикорд. Все эти инструменты появились давно, но на некоторых играют и в наше время. У фортепиано есть разновидность – рояль, что значит «королевский». Про рояль интересно рассказала Алина Шаротека. На органе играют в католической церкви и в концертных залах. Если сравнивать его с домом, то, наверное, он достигнет высоты 5-этажного!».
А вот впечатления Ани Русиной: «Первоклассники узнали много нового, а старшеклассники закрепили свои знания. Я считаю, что такие мероприятия надо проводить почаще. Мне запомнилась игра Айгуль Дементьевой (на снимке) на синтезаторе, передающем тембр органа». Айгуль на классном часе исполнила прелюдию И.С. Баха. Мощное, глубокое звучание органа произвело впечатление на всех. Второклассницы Лиза Михалева и Вика Семина выразили свое восхищение: «Мы тоже хотим научиться играть, как Айгуль Дементьева, и поскорее освоить фортепиано». А вот заявление самой Айгуль: «На классном часе я узнала, как устроен механизм фортепиано, сколько мастеров его создавали, сколько для него написано музыки. Особенно мне запомнилось выступление моего преподавателя Н. А. Нагайцевой. В ее исполнении на синтезаторе, передающем звонкое звучание старинного инструмента клавесина, прозвучала пьеса французского композитора 17-го века Ф. Куперена «Кукушка». Свои мнения выразили Софья Волкова, Данил Безруких, Ира Тесля, Ксюша Шилова, Наташа Удобкина, Настя Марушева. Юля Заря, которая также рассказала о фортепиано и исполнила пьесу Д. Кабалевского «Клоуны», отмечает, что интересен был видеоряд: на экране демонстрировались изображения инструментов, а также были показаны выступления великих пианистов 20-го века – Святослава Рихтера и Ван Клиберна. Лена Потапова и Оля Кузнецова восхищаются игрой этих мастеров: «Мне понравилось, как выразительно и виртуозно играл Ван Клиберн, в его исполнении прозвучал 1-ый концерт П.И.Чайковского. Я удивилась, как можно так быстро перебирать пальцами и играть такие сложные произведения!». Женя Колесник добавляет: «Мне понравилось, как замечательно играли на этом великолепном инструменте – рояле! Достичь этого уровня очень сложно: нужно много заниматься, быть талантливым и настойчивым, а также не волноваться во время выступления!»
Классный час заставил задуматься о глубоком смысле фортепианного искусства и о том, сколько надо приложить сил для освоения этого инструмента. В заключение мне хотелось бы процитировать великого пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Я при чисто разъяснительной аналитической работе (занятия с учеником – Н.Н.) часто впадаю в инфантильный восторг и с трудом удерживаю слезы радости, что этакое чудо существует на свете. Но ничего удивительного в этом нет. К красоте искусства нельзя «привыкнуть», как нельзя привыкнуть, отнестись равнодушно к красоте майского утра, безлунной летней ночи с мириадами звезд и тем более к душевной красоте человека, которая и есть первопричина и источник великих дел в искусстве».
Наталья НАГАЙЦЕВА