И я там был…
Время не воротишь вспять, и посетить Мотыгинский Центр внешкольной работы утром третьего февраля, где состоялся конкурс «Ученик года», автору строк было возможно лишь по заданию редакции. Реальное участие было исключено по определению… Да и вряд ли бы ваш покорный слуга смог вписаться в формат мероприятия, организованного районным управлением образования.
Но в отличие от первого конкурса, состоявшегося в прошлом году, в этот раз, кроме самопрезентации, ученики, претендующие на звание The best, демонстрировали и свои поэтические умения (впервые!) в рамках конкурса «Золотая строфа». Таким образом, неискушенному зрителю вроде вашего покорного слуги предстал некий МИКС «божьего дара с яичницей».
Принять участие в означенных соревнованиях сочли возможным лучшие представители всех школ правобережья Мотыгинского района, плюс представители школы п. Машуковки во главе с М. Г. Захарцовым. Особую волю к участию проявили учащиеся из п. Южно-Енисейска (рук. группы Е. Я. Бочмага) – для них утро третьего февраля началось аж в 5 часов. Автобус до Мотыгино отправлялся в шесть по местному времени.
Исполнители мероприятия – сотрудницы Центра подростков - с пониманием отнеслись к нелегкому пути конкурсантов, и до начала состязаний особо проголодавшиеся смогли поддержать силы бутербродами.
Однако, время. И жребий брошен. Методист РУО В. П. Шемец и главный хранитель краеведческого музея Г. П. Бурковская занимают места в жюри. Внутренне сочувствую и сопереживаю: выбрать лучших из 31 номинанта – задача далеко не из простых. Впрочем, тот факт, что в зале лучшие, бросается и в глаза, и в уши, когда видишь степенную молодежь. На 95% - девушки. Держатся достойно. Ни визга, ни заливистого смеха, столь привычного и характерного для массовой среды обитания в стенах, пожалуй, любой из современных школ…
И по старой советской привычке давать слово кому-то из… его (в смысле «слово») взял зам. начальника РУО А. А. Терновик. Андрей Александрович пожелал конкурсантам преодолеть волнение и наилучшим образом суметь преподать себя.
И преподали как смогли… Да, таких монологов с преобладающим местоимением первого лица единственного числа, которое, впрочем, является одновременно и последней буквой русского алфавита, ваш покорный слуга не слышал со времен, скажем, к примеру, каких-то последних особо жарких аккордов особо «удачных» корпоративов или даже бесшабашных студенческих гуляний. Тут вам и табели, исполненные пятерок, и похвальные листы, и грамоты за участие – все это проецировалось на демонстрационном экране. Правда, ученический напор в повествовании о самих себе сменялся нежными трогательными интонациями при рассказе о семейном очаге. Может, и понимали участники своим детским инстинктом истинную ценность бытия, способную выстоять в любых передрягах в случае, когда самолюбование и восхищение могут нивелироваться и устраняться хотя бы даже в условиях студенчества, хотя бы даже на территории краевого центра.
Но вряд ли вольны были участники сами выбирать форму. Способ определило положение конкурса. А нельзя ли было в ином формате рассказать о лучшем представителе школы? А стоило ли вообще это делать?
Впрочем, декламация участниками стихов собственного сочинения или строк, созданных одноклассницей, произвела диаметрально противоположное впечатление. Многим – мое «браво». Хороший слог. Ровный размер. И искренние переживания в строке. По признанию многих начинающих поэтесс, их стихи были написаны в бессонные ночи. И это не вызывало сомнений – столь откровенно и честно звучали они. Но возникали некоторые опасения за душевное состояние авторов – как сильно пятнадцатилетние девушки переживают чувства. Зато по заповеди Пушкина – «Глаголом жги сердца людей!». Даже пожалел, что не продумал про букет. Вручить бы стоило, конечно.
Ну, коли речь про честность повествования, стоит признаться, что время служебного обеденного перерыва наступило значительно раньше времени окончания конкурса.
И жюри выносит решение: присудить участникам по два призовых места. И памятные награды, и дипломы. Так, первое место разделили О. Петухова из Раздолинской СОШ со стихотворением «Любви, покоя, вдохновенья» и А. Кочерова из Орджоникидзевской СОШ со стихотворением «По замкнутому кругу». Второе место у Е. Соколова из Бельской ООШ со стихотворением «О маме» и у М. Петрова из Мотыгинской СОШ № 1 со стихотворением «Поздно говорить «прости».
На третьем месте – представители северной территории - В. Вайцель из Южно-Енисейской СОШ со стихотворением «Мой край» и А. Аникеева из Партизанской СОШ со стихотворением «После грозы».
В качестве памятного подарка одному из финалистов – флешка, пятерым из них – уменьшенная модель земного шара, определенная часть которого (надеюсь) узнает в будущем сегодняшнего конкурсанта.
Андрей ЗЕНИН