«… и здесь этому учат»
На таких словах мы расстались с Ольгой Юрьевной МАЛЫШЕВОЙ (на снимке), заместителем директора Мотыгинской коррекционной школы по воспитательной работе.
Моя собеседница – человек в школе новый, тем интереснее было услышать ее мнение на тему помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Расскажите немного о себе.
- В своей должности работаю полгода. По образованию – учитель начальных классов, являюсь сотрудником Красноярского института повышения квалификации работников образования. До коррекционной школы трудилась в Красноярске, в системе развивающего образования Занкова. Эта система развивающего образования направлена на общее развитие ребенка. Обучение идет на разных уровнях, и ученик получает информацию именно для своего уровня. Направления работы в системе Занкова и в коррекционной школе тесно переплетаются, здесь тоже разноуровневое обучение.
- Какая помощь оказывается в школе воспитанникам?
- Не секрет, что ребятишки у нас сложные, и на первое место здесь выходит воспитание, образование – вторично. Чтобы учиться, человек должен обладать набором определенных качеств, и в первую очередь – тягой к знаниям и усидчивостью. У наших воспитанников познавательная сфера находится на низком уровне, как и поведенческая составляющая, поэтому в нашей школе и работают психологи, дефектологи и другие специалисты.
Главная задача школы – социализировать ребенка. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы по окончании школы воспитанник смог легко влиться в общество, в обычную, повседневную жизнь, а не остаться за ее бортом, как чужеродный элемент, не понимая, как ему жить дальше, и не приемля общепринятых норм. Многие наши ученики довольно хорошо устраиваются в жизни.
Зачастую в организме человека срабатывает компенсирующий фактор. Если среди наших воспитанников редко встретишь рвущихся к наукам, то творческих личностей – большое количество. Наши дети – хорошие поэты, художники, и вообще мастеровые ребята, «золотые» руки, - то, что они изготавливают на уроках труда, подчас и взрослым не под силу сделать. Девчонки в восьмом классе уже шьют куртки на подкладке, мальчики изготавливают добротную мебель. Трудовое обучение у нас – одно из основных. Дать трудовые навыки, - значит дать способность заработать.
Но и это не всё. Одним из приоритетных у нас значится предмет «Социально-бытовая ориентировка», он тоже направлен на социализацию воспитанников. Здесь детей учат, как готовить пищу, как отправлять посылку, как заполнять документы в банке, как вести себя при приеме на работу и многому другому.
- Кроме трудового направления, что еще входит в арсенал воспитания?
- У нас действует программа соуправления. Это когда дети совместно с куратором включаются в управление школой. Весь коллектив воспитанников распределен по различным сферам деятельности. Причем, ребята сами выбирали сектора, в которых они хотели бы участвовать. У нас есть «совет труда», «совет здоровья», «совет интересных дел, «совет спорта» и другие. В них входят представители каждого класса.
Дело здесь даже не в том, что всё это пригодится в жизни. Смысл и важность соуправления в том, что инициативные ребята вовлекают в общественную жизнь школы всех остальных. В том, что эта идея успешно развивается, огромная заслуга кураторов, чьи энергия, желание и интерес к делу стали настоящим локомотивом этого направления.
Например, активно действует пресс-центр, регулярно выпуская школьную газету, члены «совета здоровья» выступают перед классами с практическими советами: как уберечься от вирусных инфекций; что делать, если разбился градусник; как остановить кровь из раны и так далее. Ребята из «совета спорта» два раза в день проводят общешкольные динамические паузы, на которых ученики занимаются танцами или физкультурой под музыку. Сами дети проводят организованные прогулки, игры, которым вначале активисты учатся у кураторов, а потом обучают других детей. Иногда воспитанники проявляют инициативу и предлагают что-то свое, подготавливают, воплощают свои идеи на практике. Учитывая специфику школы, это можно считать большим достижением.
Летом в школе был проведен ремонт. «Совет труда» принял в нем самое действенное участие, выступая как организатором, так и непосредственной рабочей силой. Итог такого вовлечения воспитанников в дела школы – ни одного факта порчи или повреждения школьного имущества за прошедшие полгода. Ребята сами следят за порядком, их не надо контролировать.
С поведением детей, конечно, есть проблемы, но они есть в любой школе, и решаются эти проблемы по-разному, мы же ведем целенаправленную работу по воспитанию ребят через вовлечение их в ту деятельность, которая им самим интересна.
- Кто стал инициатором такого подхода?
- Я его предложила, и коллектив меня поддержал. Очень радует, что в школе работают неравнодушные люди. Педагоги загорелись этой идеей, им самим стало интересно попробовать оттолкнуться в своей работе от желания ребенка, а не «спускать сверху» свое мнение. Ребятишки тоже откликнулись на нововведение. Когда предложения воспитанников получают поддержку педагогов, рождается общее дело, которое интересно всей школе, взрослые и дети начинают помогать друг другу. Безусловно, педсостав контролирует ситуацию, но мы делаем это через самих детей, приучая их таким образом к самодисциплине и ответственности.
- Отслеживается ли судьба воспитанников после окончания школы?
- В течение трех лет мы следим за их жизненным путем. Они обращаются к нам за помощью при решении своих проблем, стараемся всем помочь в меру своих сил, бывает, что принимаем на работу своих бывших учащихся. У нас налажена связь с другими образовательными учреждениями. Многим воспитанникам мы помогли получить профессиональное образование.
- Какая помощь оказывается родителям?
- С родителями мы поддерживаем очень тесный контакт. Папы и мамы тоже бывают непростые. Некоторые находятся на контроле, их мы также стараемся перевоспитать. Сейчас мы прорабатываем планы вовлечения таких родителей в орбиту школы.
Но есть и другая категория родителей. Многие из них активно задействованы в жизни школы, работает попечительский совет, который участвует в решении проблем школы и отдельных семей, иногда даже оказывая материальную помощь.
В этом году заинтересованные в судьбе своих детей родители сами готовили новогодние подарки, участвовали в праздничных мероприятиях. Здесь необходимо сказать слова благодарности местным отделениям КПРФ и «Единой России» за спонсорскую помощь. Замечу, что заинтересованных родителей не надо уговаривать, они по первому предложению включаются в любое общешкольное дело, а зачастую и сами являются инициаторами многих мероприятий.
Понятно, что воспитывать таких ребятишек сложно, и многие родители обращаются к нам за конкретной помощью. За ребенком в школе смотрят и классный руководитель, и воспитатель, есть у нас психолог и дефектолог, все эти специалисты оказывают родителям индивидуальную помощь в воспитании своих чад, если таковая им требуется.
В этом году мы начали организовывать игры-тренинги. Они проводятся как отдельно для родителей, так и совместно с детьми. На тренингах мы помогаем родителям лучше понять проблемы своего ребенка и причины возникновения этих проблем, найти пути их решения. Ситуации индивидуальные, поэтому и тренинги тоже индивидуальные.
- Участвуют ли ваши воспитанники в общественной жизни района?
- Благодаря хорошо налаженным связям с муниципальным театром и СКЦ, работники которых входят в попечительский совет школы, наши дети принимают активное участие во всех культурных мероприятиях районного масштаба. Сотрудники СКЦ работают в нашем образовательном учреждении, занимаются с ребятами вокалом и хореографией, что позволяет воспитанникам не один год участвовать в «Домисольке» и выезжать вместе с другими школами района на различные фестивали.
Кроме культуры, у нас налажено тесное взаимодействие с ДЮСШ. На базе нашей школы проводится ежегодное соревнование по баскетболу среди школ района.
Все последние годы наша баскетбольная команда завоевывает первое, либо второе место на краевых и зональных соревнованиях.
Три года назад в краевом конкурсе «Лучший по профессии», проводимом среди коррекционных школ, мы заняли III место.
Мы стараемся принимать участие во всех краевых мероприятиях. Но есть у нас успехи и во всероссийских акциях. На общероссийском конкурсе «Зимняя планета детства», в номинации «Каждой пичужке – кормушка» наши ребята заняли II место. Во всероссийской акции «Сохраним мир птиц» воспитанники школы завоевали I место. Всё перечисленное – далеко не полный перечень достижений наших учащихся.
В прошлом году мы приняли участие в проекте «Космос России». Работы наших воспитанников были отмечены дипломом.
Сейчас мы подали документы на участие во всероссийском конкурсе проектов по экологии. С его помощью мы планируем облагородить территорию школы. Нам хотелось бы видеть больше зеленых насаждений на пришкольном участке.
За понятием «участие» стоит большая подготовительная работа, в которой воспитанники узнают много нового для себя, учатся общаться с окружающим социумом, что тоже направлено на социализацию детей, интеграцию их в общество.
- Как сами дети относятся к участию в таких мероприятиях?
- Ребята любят участвовать в подобных акциях. На ежегодном краевом конкурсе «Поверь в себя», проводимом среди коррекционных школ, мы заняли призовое место. Прежде, чем поехать на конкурс, мы дали три концерта в СКЦ. На них приходили учащиеся мотыгинских школ, зал был полным. Сверстники очень тепло поддержали наших воспитанников.
В год 65-летия Победы наши учащиеся завоевали III место на районном фестивале, посвященном знаменательной дате, причем, фестиваль проводился среди всех общеобразовательных школ района.
Вначале наши дети стеснялись, комплексовали, они же понимают, что учатся в необычной школе. Наша задача - разрушить эти комплексы, чтобы они не испортили дальнейшую жизнь ребенку. Раз за разом, выходя на сцену, ребята учатся преодолевать свои страхи, неуверенность в себе и чувство изолированности от общества. Надо сказать спасибо учащимся и педагогам общеобразовательных школ, которые всегда искренне поддерживают наших воспитанников.
- Можно ли сказать, что воспитание творчеством укоренилось в вашей школе?
- Арт-терапия – отдельное и самостоятельное направление в воспитании, применяемое в школе. Стали традиционными динамические паузы, постепенно перерастающие в соревнования танцевальных коллективов различных классов. Дети сами готовят танцевальные номера, а зрители своими аплодисментами выбирают лучших.
Приятно видеть, как в этот процесс втягиваются ребятишки, которые раньше сторонились компаний, например, инвалиды. Теперь они вместе с другими воспитанниками выходят на сцену общерайонных мероприятий и даже участвуют во внутришкольных соревнованиях по танцам, и зрители их принимают. Это, пусть маленькая, но победа наших педагогов.
Еще мы ввели игровую перемену – 45 минут после уроков перед второй сменой. Территория школы разбита на зоны отдыха – тихую и активную. В «тихой» ребенок может рисовать, читать, слушать музыку или просто общаться с друзьями. Для «активной» зоны приобретен теннисный стол, и все желающие могут играть в теннис. В дополнение ко всему, мы еще и учим детей отдыхать культурно. Они сами выбирают, что им по душе, но, естественно, контроль мы не прекращаем.
- Были разговоры о том, что коррекционные школы прекратят свое существование.
- Эти разговоры остались. Но практика показывает, что в нашей системе дети становятся более социализированными. Идея, что коррекционные школы вольются в общеобразовательные, вызывает много вопросов. Предполагается, что в обычных школах появятся кабинеты психолога, дефектолога, улучшатся кабинеты труда и тому подобное. Но ясно же, что наши дети не освоят общешкольные дисциплины, особенно уровень старших классов, они все равно будут выделяться на общем фоне. Получится так, что все дети пойдут, например, на алгебру, а наши – обратно в стены родной «коррекционки». Это будет сильный удар по психике воспитанников. В нашей школе они все равны.
Еще надо отметить тот факт, что дети у нас заняты весь день, и незанятых у нас просто нет. Если они не в танцах, то – в спорте, работает вокальная студия, кружок декоративно-прикладного искусства, клуб выходного дня и многое другое.
Воспитанники – полноправные и самостоятельные участники жизни школы. Сами ведут дежурство, сами следят за чистотой, сами определяют лучший за неделю класс, сами решают, кто достоин находиться на «Аллее славы».
Мы стараемся привить своим воспитанникам чувство гордости за свою школу, и чтобы поводы для такой гордости они давали сами. Для того, чтобы быть успешным в жизни, надо многое уметь, и здесь этому учат.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Фото автора