Кто даёт путёвку в жизнь?
Школьные учителя – это люди, которые делились с нами частицей своей души, это их мы любили и продолжаем любить, помним. Это они зажгли в нас свет знаний, жажду открытий, научили нас всему. В июне 2011 года МБОУ Машуковская СОШ отмечала своё 60-летие. Этот юбилей особенный, ведь 60 лет для школы – это солидный возраст, а если учесть, что это сельская школа, то становится радостнее вдвойне.
Жизнь разбросала выпускников-машуковцев по всей стране, но все мы помним, что нам дала путёвку в жизнь наша школа, любимые и дорогие сердцу учителя.
Далёкое 1 сентября 1969 года. Я, Савинова Надя, иду в 1-й класс. Меня встречает первый учитель – Светлана Николаевна Хохлова. Нас, её учеников, почти 40 человек, и я, её будущая ученица, с благоговением и трепетом смотрю на неё. Всё в ней нравится! Стильная причёска, жесты, манера говорить. Мне очень, очень хочется походить на неё, подражать ей во всём! Это она открыла для меня дверь в Мир знаний. Хохлова Светлана Николаевна учила нас два года, а в 3-м классе нашим учителем стала Альбина Александровна Кузнецова, которая продолжила учить нас всему. Лично в меня Альбина Александровна вселила уверенность в свои силы, я поверила в то, что могу быть успешной ученицей.
Нашему выпуску несказанно повезло, ведь нас учили учителя с большой буквы. Екатерина Васильевна Кользина - наш бессменный классный руководитель с 4-го по 8-й класс, преподавала математику, алгебру, геометрию. Галина Васильевна Мурашкина - учитель русского языка и литературы, вела у нас не только уроки, но и кружок «Русский язык». Как ждала я дни, когда проводился кружок, как был он интересен, сколько нового открывал нам учитель в области языкознания! Хотелось всё прочесть, узнать, поделиться радостью своего знания со всеми. В 9-м и 10-м классах русский язык и литературу нам стала преподавать директор школы Тамара Ростиславовна Борнякова. Я считаю себя очень счастливой, потому что судьба послала мне таких учителей. Русский язык и литература навсегда стали моей любовью. Какие уроки проводила Тамара Ростиславовна! Вместе с ней мы взлетали на стихотворные вершины, смеялись, радовались, сопереживали литературным героям. Уроки пролетали как одно мгновение! Сколько знали наши учителя, декламировали наизусть, вели за собой…
Помню их всех учителей: Н.М. Ершову - учителя математики в 9 и 10-м классах, Г.П. Петухова и Л.Г. Попову - учителей истории и обществознания, Э.И. Кузнецову и Л.К. Белошапкину - учителей немецкого языка, учителей физики – В.Ф. Белошапкина, Г.Ю. и Н.Б. Семёновых, В.К. Лапшакову - учителя биологии, Л.З. Кудрявцеву - учителя химии, З.Ф. Козлову - учителя географии, учителей физкультуры – А.И. Шуваеву и А.В. Ильина, учителя военного дела и трудового обучения – Ф.М. Погорелова и М.П. Матафонову, В.Г. Сурову - учителя изобразительного искусства, черчения, руководителя танцевального кружка.
Школьные годы – лучшие годы в жизни человека. Впереди - вся жизнь, выбор профессии. Кем быть? Конечно, учителем! Судьба так распорядилась, что вся моя жизнь тесно связана с родной школой. Сначала в ней училась, и вот уже 30 лет, как сама учу ребят.
Стремительно, неудержимо несётся время, и для человека наступают в жизни такие моменты, когда хочется оглянуться назад, подвести какие-то итоги, переосмыслить прожитое...
Я помню тот сентябрь, когда переступила порог родной школы, но уже в новом для себя качестве. Педагоги, которые меня учили, - теперь коллеги, помогают мне, открывают секреты своего мастерства.
С большой любовью и благодарностью вспоминаю учителей начальных классов - «начальников», так в шутку они себя сами называли. С.И. Катрюк, Г.А. Наконечных, О.П. Рукосуева - это учителя, которые отдали свои сердца детям, открыли дверь в мир знаний для многих поколений выпускников- машуковцев.
У С.И. Катрюк я училась выдержке, педагогическому такту, тому, как умело она могла разрешить любую нестандартную ситуацию, никогда и ни при каких обстоятельствах не повышала она голос на своих учеников, умела убедить, успокоить, научить… Г.А. Наконечных щедро делилась со мной педагогическими находками, приёмами, помогала разрабатывать планы проведения открытых уроков. О.П. Рукосуева заряжала меня своим оптимизмом, энергией, всегда приходила на помощь в трудную минуту.
Чем живёт наша школа сейчас? Педагогический коллектив на 95% состоит из бывших выпускников. Достигается это специальной работой по педагогической профориентации выпускников, чтобы именно лучшие из них после окончания вуза вернулись в школу, которую окончили сами. Они и будут сохранять, продолжать и развивать традиции нашей школы.
Не могу не сказать о молодых педагогах, которые работают в школе. Это Т.Н. Харрасова - учитель английского языка. Яркая, талантливая, влюблённая в свой предмет. О.С. Хашкова - учитель биологии, химии, оттачивающий своё профессиональное мастерство год от года. М.Г. Захарцов - учитель истории, обществознания, занимается краеведческой работой, руководит школьным музеем. И.И. Горбань - учитель физической культуры, молодой педагог, который работает в школе два года. Он учит ребят преодолевать трудности, воспитывает у учащихся волю и стремление к победе, руководит работой физкультурно-спортивного клуба. Д.В. Травкин - учитель автодела, под руководством которого учащиеся получают навыки вождения автомобиля, сдают на водительские права.
Много лет трудятся на благо родной школы К.С. Михалёва - учитель технологии; Н.П. Майборода - учитель физики, экономики; Л.Ф. Ковалёва и В.Г. Кользина - учителя математики; Т.Н. Динер и Е.В. Львова - учителя русского языка и литературы; В.Н. Травкина - учитель географии; Т.В. Борнякова, А.А. Кузнецова, И.В. Хороших - учителя начальных классов; В.А. Швецов - учитель ОБЖ, технологии; А.Н. Кочелев преподаёт физкультуру, второй год возглавляет школу.
Педагогическому коллективу школы хочу пожелать творческого роста, профессиональной неуспокоенности. От нашей с вами активности зависят правильность, грамотность в принятии жизненно важных решений.
Я призываю вас сообща искать и находить решения во благо нашей родной школы. Активно решайте проблемы, не плывите по течению, не живите по привычке! Помните, вы – учителя! А это значит, что мы - самая активная часть нашего общества. И тогда, я уверена, сможем найти ответы на вопросы: «Какой мы хотим видеть нашу школу?», «Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать?», «Какую роль в обществе призвана сегодня выполнять школа?»
Надежда ЕРОХИНА,
завуч Машуковской школы