Раскрыть собственные креативные возможности
Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в детскую музыкальную школу, или он уже обучается в ней, то это статья для вас.
Как показывает многолетняя практика, ваша цель зачастую заключается лишь в том, чтобы ребенок, обучаясь в музыкальной школе, освоил игру на музыкальном инструменте, но ведь можно играть музыку – и не понимать её, слушать – и не слышать. Поэтому специфика музыкальной школы такова, что педагогам необходимо научить ребёнка осмысливать музыку и наслаждаться ею. Прежде чем приступить к игре на инструменте, надо подготовить ум, душу, руки ребёнка. Отсюда важнейшая установка: знать, слышать, играть. Словом, необходим синтез разных учебных дисциплин (предметов) внутри одного вида искусства. И очень важно изучать их все и полной мере, только тогда можно пройти путь к постижению различных социальных и национальных пластов музыкальной культуры, путь, который ведет ребенка к открытию мира во всём богатстве его самых высоких проявлений. Умение воспринимать выраженные в музыкальных произведениях эмоции и мысли, способность воспроизводить на языке музыкального искусства собственные впечатления и чувства формируют культуру эстетического, интеллектуального обучения и взаимопонимания между людьми.
Круг предметов, изучаемых в детской музыкальной школе, группируется по двум направлениям музыкального образования - исполнительскому (класс специальных и общих инструментов, ансамбль, хор) и теоретическому, которое представлено тремя дисциплинами – сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература. Цель всех педагогов детской музыкальной школы одна – воспитание гармонично развитого человека, поэтому все предметы органично сочетаются внутри одного вида искусства – музыки.
Сольфеджио - один из самых сложных предметов в ДМШ. Сложность заключена в его комплексном характере. С одной стороны, это базовая теоретическая дисциплина в цикле предметов музыкального образования. В свернутом виде в ней изучаются основы всех важнейших музыкально-теоретических знаний. С другой стороны, это практическая дисциплина, непосредственно связанная с музыкой, как деятельностью. В этом отношении она согласуется с возрастными особенностями учащихся школ, что предполагает осуществление процесса освоения закономерностей музыкального искусства в наиболее естественном для детей виде.
Основная цель образовательной программы по предмету сольфеджио – развитие у обучающихся музыкального слуха, воспитание обучающегося, умеющего осмысленно дифференцировать средства музыкальной выразительности, выявлять наиболее характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей, жанров и способного применять полученные знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности, например, в игре на музыкальном инструменте.
Предмет «музыкальная литература» таит в себе знания о богатствах народного искусства классической и современной музыки. Композиторы создали много замечательных песен, хоров, произведений для фортепиано, оркестра, опер и балетов. Встреча с ними всегда обещает быть интересной.
На уроках музыкальной литературы обучающиеся знакомятся с лучшими произведениями музыкального искусства. Они узнают о значении музыки в жизни людей, о её содержании, формах и выразительных средствах, о различных видах и жанрах музыкальных произведений. Преподаватель рассказывает о великих композиторах и событиях музыкальной жизни, знакомит с искусством известных музыкантов-исполнителей и певцов.
В соответствии с учебным планом ДМШ курс музыкальной литературы вводится с 4 класса семилетнего обучения и со второго класса пятилетнего обучения. В этой связи был введен предмет «слушание музыки», программа которого составлена таким образом, что самый благоприятный для воспитания музыкального восприятия возраст (8-10 лет) попадает в сферу активного педагогического воздействия, ведь не секрет, что слуховые представления поступающих в музыкальную школу детей бедны, а музыкальный кругозор ограничен. Поэтому основная цель предмета «слушание музыки» – создание предпосылок для дальнейшего музыкального и личностного развития, обучение основам культуры слушания, в результате чего формируется база для последующего освоения и приобщения к музыкальному искусству. Освоение музыкального материала происходит естественно, ведь произведения звучат не один раз, а находятся всё время в работе, повторяясь в разных ситуациях, становятся узнаваемыми, постоянно пополняя музыкальный багаж детей. Предмет «слушание музыки» обогащает мышление, развивает мелодическую и тембровую музыкальную память, внутренний музыкальный слух, учит детей понимать, любить музыку, радоваться ей.
В жизни большинства выпускников ДМШ музыка не станет профессией, но полученное в детском возрасте музыкальное воспитание подготовит их к восприятию музыкального искусства, даст навыки, необходимые для собственного музицирования, сформирует высокие эстетические потребности, а главное, - каждому поможет раскрыть его собственные креативные возможности. Впервые обнаруженные, поддержанные и развитые на уроках сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы, они проявятся позднее в самых различных сферах будущей жизни и деятельности выпускников детской музыкальной школы. Ради приближения к этой высокой цели и строится вся работа преподавателей исполнительского искусства и теоретических дисциплин ДМШ.
Ольга СТЕПАНОВА,
преподаватель сольфеджио,
Ирина СКУРИХИНА,
зав. методобъединением «Теория музыки»