Власть и школа: кто кого или кто кому?
Светлой памяти директоров Южно-Енисейской школы, всех ушедших учителей посвящается…
Вот и завершается 76 учебный год в МБОУ «Южно-Енисейская СОШ». Год послеюбилейный, рядовой, наполненный и рутинными делами, и действительно творческими, год аттестации коллег на соответствие заявленной категории, год участий и побед во многих конкурсах, соревнованиях. Осталось красиво подвести итог – выпускникам достойно пройти испытания ЕГЭ и ГИА, организовать работу летнего лагеря на базе школы, коллективу сдать отчёты, журналы и сделать качественный ремонт своими силами, на свои кровные с привлечением родительских средств, рук и неравнодушных сердец, вздохнуть и – здравствуй, день Знаний! Сказка?! Реальность!!!
Стою у родных стен (это не пафосное выражение, действительно, родные, 9 лет пробегала сюда школьницей, 28-й год хожу на работу, значит, с закрытыми глазами проведу по любому коридору, скрип половиц поможет), смотрю на недавно появившуюся пристройку-прилепку – группа детского садика попросилась, как в сказке, на постой на короткое время и начинает, по сказочному же развитию сюжета, нас, хозяев, теснить и обижать в родном доме. Хотите узнать финал этого сращения, перечитайте русскую народную сказку «Лиса и заяц». И вроде возмущаться нельзя, потому как много лет в посёлке садика нет, а малыши есть, растут, в категорию школьников переходят, другие рождаются, и дело-то хорошее, Божий промысел, любовь… А мне стыдно перед малышами-южанами: почему они лишены НОРМАЛЬНОГО САДИКА – с верандой, песочницей, качельками, группами, столовой, воспитателями, нянечками?!... С проблемой обращалась к главе района, лично к депутату А. А. Симановскому, в Законодательное Собрание Красноярского края к В. А. Семенову, озвучивала на выездной встрече жителей поселка с представителями районной и краевой власти. Ни на одно обращение не дали конкретного ответа: в каком веке, в каком году начнет работать настоящий детский садик. Вот этого я хочу и прошу как человек, как депутат райсовета по 7 избирательному округу, тогда и отчитываться не надо, только слепой не увидит работы, а не разрушения школы, которое идёт полным ходом в результате воплощения в жизнь идеи фикс районной власти.
А вот теперь, после пространного вступления, разрешите уже через газету, Избранники Народа, разъяснить вам, жизнь и память каких людей вы оскорбляете, чьи дела уничтожаете своими решениями и поступками, потому что в первую очередь я учитель и за это получаю зарплату. Строилась школа при непосредственном руководстве и работе директора Владимира Семёновича Ершенко. Это он то с выдергой, то с ломиком, то с молотком работал САМ во главе строительства, а за ним шёл коллектив школы, учащиеся, родители и остальные неравнодушные люди. И построили вместо трёх зданий одно двухэтажное по типовому проекту школы восьмилетки. Вот с 1971 года началась в этом здании жизнь, которая будет продолжаться вопреки вашим «стараниям»! Простите, уважаемый Владимир Семёнович, что так коротенько - ещё одну, только «Удерейскую», «Педагогическую поэму» написать можно о Вашей жизни и работе. Дело передали Беловой Ирине Васильевне, не ошиблись с преемницей. Когда ремонт приходил, Ирина Васильевна свою фирменную униформу извлекала и не снимала, исключение - на короткое время по минимуму во время экзаменов. А на подхвате снова коллектив, дети, родители, предприятия, которые работали. Не стояли так остро проблемы с досками, болтами, сварочными работами и прочим, потому что всё под боком было. Итог жизни Ирины Васильевны - умерла в Мишутинской школе Сергиевого Посада на уроке, упала у доски… Низкий поклон и светлая память. Ещё об одном директоре, Татьяне Алексеевне Евдокимовой. Ничего не говорю о её жизни и труде, потому что только вчера ходила, работала, учила, в памяти всех и голос, и лицо, и улыбка - не надо слов. Смотрю на календарь, а прошло 10 лет. Промелькнуло 10 лет моего стыда, потому что обещала, стоя возле гроба, что всё сделаем, чтобы сохранить и продолжить её труд и всех других, ушедших только потому так рано, что душу всю до капельки делу отдали. Белой завистью завидую вам, ушедшие, как Вам хорошо там, у Вас там такая компания собралась: Т.И. Федоша с Н.А. Семёновой, В.А. Фёдоров и В.П. Анонен, А.П.Тетерин и Е.А.Брюханова, и ещё армия других, про которых можно сказать: «Человек с большой Буквы», простите, что не всех называю. А на самом деле - стыдно-то как к могилам подойти!
…К душам Вашим, светлой памяти обращаюсь, Уважаемые директора, учителя: простите и помогите, во сне приснитесь и скажите, что делать, как поступить и сказать, чтобы дошло! Как уберечь ваших бывших учеников от некрасивых поступков? Ошибался А.С. Пушкин, когда в первой половине 19-го века написал: «У нас любить умеют только мёртвых!». Не умеем мы на деле любить и быть благодарными тем, кто покинул нас навсегда. Никаким мрамором, плиткой, поминками-банкетами, речами не откупитесь, только достойным делом, поступком, а порой и жизнью. Простите, что не всех называю из ушедших, а тем более живущих, продолжающих работать и вышедших на заслуженный отдых. Уважаемые мои коллеги – кто моет, учит в чистоте, кормит вкусно, теплом обеспечивает: вам спасибо, здоровья и всех благ. Все в нашем коллективе, кроме одного оператора электрокотельной, на своём месте, честно трудятся и добросовестно выполняют свои обязанности.
Никогда труд всех работающих в детских и школьных учреждениях не оплачивался по достоинству. Чего стоит только определение размера ставки уборщика служебных помещений в школе. Она же меньше ставки технички в административном учреждении! А убирать за взрослыми и детьми – несравнимая разница. Дайте чиновнику, от которого зависит установление этих размеров оплаты, возможность день поработать техничкой в школе, день – в администрации. И тогда посмотрим! А то теоретические попытки «улучшить» несправедливость и разработать НСОТ (новую систему оплаты труда, определяющую баллами и процентами вклад в дело) настолько убоги в реальной жизни, столько времени впустую за этот год на заседаниях комиссий провели, правда, много интересного друг о друге узнали, а то всуе всё как-то дела до этого не было!
С марта 2010 приезжаю изредка в райцентр по делам общественным (извините, работа!) да на сессии, вхожу в кирпичный дом, а в коридорах власти ходят новенькие, лица молоденькие, свеженькие, правда, глаза равнодушные. Значит, для улучшения жизни в районе новый контрактник приехал, либо родному человечку порадели, стол в кабинетик впихнули или в освобождённый вселили, технику подогнали, финансирование пробили. Говорить, что поселениям от этого толку не будет – бесполезно, устыдят, «просветят» тут же, что положение не понимаешь, мыслишь убого и т.п. Хотят как лучше, а на деле? Поддержки от таких же, как и сам, коллег-избранников, не дождёшься, да если ещё не состоишь во фракции «Единой России» - тем более не мечтай! Более 20 человек от разных поселений заседаем, точную цифру не назову, с явкой и исполнительской дисциплиной проблемы, сколько государственной минеральной воды выпили, бумаги на распечатку материалов и решений потратили, а на деле поведение и отношение во время сессии друг к другу как иллюстрации к басням Крылова «Лебедь, Щука и Рак» и «Тришкин кафтан». А решения любой сессии – это непонятая мораль из этих же двух басен. Пытаешься говорить – не поддерживают, делают вид, что слушают – не слышат. На очередную корректировку бюджета ехать, спасибо, вспомнили, вот ещё если бы не зря, ведь от живого дела отрывают. Почему бы эту корректировку спокойно в майские каникулы не провести? А не сейчас, когда каждая минута дорога, пора такая, все в сельской местности живём, а два пгт с января 2014 официально жить начнут, достучались!
Приглашаю к разговору о том, о чём я начала говорить, всех неравнодушных людей района, выпускников родной школы, проживающих во всех поселениях. Не отмалчивайтесь, скажите, где я права, в чём ошибаюсь. За всё спасибо заранее, прошу прощения за слог, наболело.
Елена Бочмага,
учитель, депутат райсовета
от 7 избирательного округа