«Человек в истории. Россия - ХХ век»
В этом году прошел 11-й Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век», организаторами которого являются Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, союз краеведов России, кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета и министерство образования и науки Красноярского края.
В конкурсе представлено 16 работ из Мотыгинского района — это самое большое количество работ среди присланных из разных уголков нашего края. Для сравнения: из Красноярска пришло 11 работ, из Норильска - 7. Восемь работ из нашего района прошли во второй тур, то есть вошли в 1000 лучших со всей России.
В конкурсе приняли участие ребята из МОУ Мотыгинская СОШ № 1 (Ярослав Андреев, Татьяна База, Дарья Баянова, Анна Дюрлюкова, Евгения Козырева, Мария Чащина, Екатерина Халевина - «Нижнее Приангарье - судьба моя (Жизнь и творчество заслуженного учителя РСФСР)», руководитель С. В. Жигалова). Учащиеся 2 «б» класса «История семьи», руководитель Е. В. Белявина. МОУ Мотыгинская СОШ № 2 - Н. Антипенко «История церкви Рыбинский Спас на Ангаре», руководитель О. В. Антипенко, Алина Кралич «Герой моей семьи — мой прадед», руководители Е. А. Кралич и Н. В. Романенко, МОУ Машуковская СОШ - Юля Саловарова («Нити времен», «Письма из сибирской ссылки»), Виктор Горосов («Прерванный полет»), Марина Тварадзе («Ссыльные мечты о море»), Ольга Ниводничева («Я и моя родословная»), Александр Доронин («Из Америки - в Ишимбу»), Екатерина Ерохина («Моя родословная»), Дмитрий Долгушин («Свет разглядеть во тьме», «В память о деде», руководитель Захарцов Михаил Георгиевич). С работой «История моей семьи» принял участие Виктор Вайцель из Южно-Енисейска. Все участники и руководители получили благодарности и свидетельства, призы за участие в конкурсе.
Хочется сказать большое спасибо ребятам и их руководителям за то, что они нашли время и откликнулись на призыв поучаствовать в этом конкурсе и пригласить всех желающих к участию в 12-ом конкурсе «Человек в истории. Россия - ХХ век».
Общая тема конкурса 2010-2011 гг. – «Судьба человека в российской истории ХХ века». Она может быть конкретизирована в одной из более частных тем: «История семьи»,
«Цена победы», «Человек и малая родина», «Человек и власть», «Свои – чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения», «Человек, общество, армия».
Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.
Выбор темы История семьи поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, ваших родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Учредители конкурса ждут от вас работ, в которых отражалось бы отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передается семейная память.
Надеюсь, что участники конкурса посвятят свои исследования и теме Цена победы в судьбе обычного человека, обратят внимание на тех, кому победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания. Хочется, чтобы участники конкурса занялись темами, которые до сих пор остаются «белыми пятнами» - то есть историями, связанными с партизанским движением, немецкой оккупацией. Словом, чтобы наши конкурсанты задумались над тем, какую невероятную цену пришлось заплатить за победу в Отечественной войне. В рамках темы предлагается конкурсантам провести исследования на тему Когда закончилась война. Попробуйте проследить, как происходил процесс адаптации отдельного человека, семьи, общества в целом к мирной жизни, что пришлось преодолеть, как соединялась радость от победы и горе потерь, какие последствия войны оказались наиболее устойчивыми.
Взаимоотношения личности, общества и государства – огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.
Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему Свои – чужие, на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая над этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху.
Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.
В рамках основных направлений конкурса в этом году вниманию участников предлагается также новая тема Гражданин и армия. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества. Лучшие работы будут награждены призами от Общественной инициативы «Гражданин и армия».
Три конкурсные работы, посвященных судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальной премией им. Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским Центром «Жизнь и судьба» (Италия, Турин).
Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.
Приветствуются удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий. Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.
Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать: фамилию, имя и отчество автора (полностью), адрес автора и школы с почтовым индексом, класс и номер школы, телефон (автора и школы).
Если работа выполнена под чьим-либо руководством, укажите фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).
Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует отразить.
Максимальный объем исследовательских работ, присылаемых на конкурс, не ограничен. Жюри не оценивает работы объемом в 3–4 страницы, а также работы, не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.
Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере, и электронную копию.
Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.
Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.
Срок отправки работ на конкурс – до 10 января 2011 г. (по почтовому штемпелю).
Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2011 года. Авторов 40 лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2011 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.
В 2009 году Фонд Михаила Прохорова учредил для победителей конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» однократные стипендии для получения высшего образования «Россия – ХХ век». Стипендии предоставляются на конкурсной основе. В Стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова могут принимать участие лауреаты конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век», заканчивающие средние и средние специальные учебные заведения в текущем учебном году.
Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, осенью 2011 года будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре. Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.
Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.
Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы, фонда «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонда Форда (США), Фонда Фридриха Науманна (ФРГ), Исследовательского Центра «Жизнь и судьба» (Италия),
Запрос на получение методических и информационных материалов в помощь участникам конкурса можно присылать до 15 ноября 2010 г. (материалы высылаются бесплатно).
Запросы на методические материалы и работы присылайте по адресу: 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, «На школьный конкурс» Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00) Факс: (495) 609-06-94
E-mail: konkurs@memo.ru
В Красноярском крае и Республике Хакасия организацией конкурса занимается Красноярское общество «Мемориал». Региональный координатор конкурса по Красноярскому краю – Алексей Андреевич Бабий (e-mail memorial@maxsoft.ru). Тел./факс (391) 265-13-85), ул. Урицкого, 61 (Дом науки и техники), к. 4-27.
Вы сможете получить методические материалы, консультации, ознакомиться с работами победителей, поработать с архивом Красноярского общества «Мемориал», получить компакт-диск для учителей истории.
Важно: если вы не успели отправить работу до 10 января 2011 года, не отчаивайтесь – ее можно прислать до конца января 2011 г., передать непосредственно региональному координатору.
Важно: необходимо обязательно выслать региональному координатору электронную копию работы для опубликования на сайте www.memorial.krsk.ru Это можно сделать по электронной почте memorial@maxsoft.ru (тема письма должна быть: МЕМОРИАЛ – ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС), или прислать дискету или компакт-диск обычной почтой на адрес: 660049, Красноярск, а/я 25491, Мемориал.
В связи с тем, что на конкурс «Человек в истории. Россия – XX век» приходит много работ, не соответствующих условиям и темам данного конкурса, мы предлагаем учесть краткие рекомендации участникам конкурса и их наставникам:
1. Не пишите о событиях XIX века, так как это не соответствует хронологическим рамкам настоящего конкурса.
2. Не пишите историю зданий, улиц и так далее, если это не связано с судьбой человека в XX столетии.
3. Не переписывайте книги и учебники, постарайтесь обратиться к историческому источнику – устным и записанным воспоминаниям (в том числе ваших родственников), газетам и журналам, письмам, дневникам, архивным материалам.
4. Рассказ дедушки, бабушки, родителей о советской эпохе (война, эвакуация, репрессии, праздники, служба в армии и т.д.) необходимо критически осмыслить и высказать собственное мнение. Для получения объективной оценки необходимо привлечь и другие источники.
5. Старшеклассники! Если подобную работу вы выполняете впервые, то обратитесь к наставникам (учителям истории) или в общество «Мемориал» по электронной почте: konkurs@memo.ru Вам обязательно подскажут правильное направление в исследовании.
6. Если вы рассказываете об известной исторической личности на основе научной литературы, то свяжите его судьбу с историей вашего края или эпохой.
7. Не присылайте рефераты, сделанные для уроков истории. Постарайтесь заняться самостоятельным историческим исследованием.
Приглашаю всех посетить сайт Красноярского общества «Мемориал», где вы сможете посмотреть работы, присланные на конкурс, найти информацию о репрессированных в нашем крае, лагерях, ссылке, работе общества «Мемориал». Сайт содержит свыше 8000 документов и 6000 фотографий, и постоянно пополняется.
Михаил ЗАХАРЦОВ,
член Красноярского историко-просветительского
и правозащитного
общества «Мемориал».