Чтобы школьник был успешным
И вот он наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданием, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и веселым.
Многое здесь зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы отнесетесь к этому вопросу: до школы еще целый год!
И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ваш ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье. Крепкое здоровье ребенка - основа успешного обучения в школе. Обратите внимание на хронические заболевания детей и постарайтесь подлечить их за лето. Перегрузки недопустимы, как в школе, так и дома.
Если ребенок плохо спит, снижен аппетит, быстрая утомляемость, малоактивен, подавленное настроение - это сигнал тревоги о равновесии психического и физического здоровья. У детей с нарушением нервно-психического здоровья, чаще всего возникают в школе проблемы. Они уже выделяются в детском саду, доставляют много хлопот окружающим, родителям, воспитателям, сверстникам. Чересчур живые, невнимательные, плаксивые, раздражительные, суетливы, драчливы, крикливы, при малейшей неудаче обижаются, пускают в ход кулаки.
Другая группа детей: застенчивых до пугливости, нерешительных, робких тоже составляет группу риска на первых этапах обучения в школе. Часто эти дети плохо спят, боятся темноты, у них отмечаются тики (подёргивание век), ночное недержание мочи, вредные привычки (кусание ногтей, покашливание, подёргивание и закручивание волос…).
Нельзя сказать, что родители не обращают внимания на подобное состояние ребенка. Однако зачастую они не всегда правильно понимают и оценивают его. Порой по отношению к ребенку раздражительны, нетерпеливы, нетерпимы. Частые наказания, окрики, желание настоять на своем провоцируют ухудшение состояния ребенка. Ни к чему хорошему это не приведёт. Лишь ваше хладнокровие и выдержка помогут ребенку остыть, успокоиться. Жестокие меры лишь озлобляют ребенка. Прежде, чем наказать, обвинить его, скрыто требуя подчинения, необходимо разобраться - не связано ли его поведение с нарушением здоровья. Чаще всего родители показывают ребенка врачу, когда он заболел, а вот за советом обращаются очень редко. Больше того, рекомендации показать ребенка детскому психиатру (нередко об этом просят воспитатели, учителя) вызывают бурную реакцию протеста, обиду. А ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем.
Среди детей, поступающих в первый класс, растет процент детей с пограничными расстройствами.
Только правильный педагогический подход, современная коррекция, лечение, терпение, тактичность, похвала, ласковое слово и поддержка родителей всегда сделают своё доброе дело. Визит к врачу, благополучная атмосфера в доме, благоприятный микроклимат в семье очень важны для успешного обучения ребенка в школе.
Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить внимание на его речь.
Речь ребенка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут четко, правильно выговаривать все слова, без скидки на возраст малыша. К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки. Однако в силу разных причин - индивидуальных, социальных, особенностей развития - у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков, таких как (р, л), свистящих (с-з-ц), шипящих (ш, ж, ч, щ). Эти недостатки надо всеми усилиями родителей, логопеда, воспитателей у дошкольника устранять до начала обучения в школе. Не теряйте времени! Сейчас очень много в продаже, в библиотеке логопедической литературы, которая помогает родителям в устранении недостатков произношения.
В подготовительной группе (на последнем этапе пребывания ребенка в детском саду) логопеду, кроме формирования речевой культуры речи, приходится много работать над формированием лексико-грамматических компонентов языка, связной речи, внимания, памяти, фонематического восприятия. Ведь полноценное речевое развитие является непременным условием успешного обучения. Необходимо, чтобы ваш ребенок систематически посещал занятия, направленные на коррекцию речевого развития. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Ведь коррекция речи - сложнейший, длительный процесс. И глубоко ошибаются те родители, которые считают, если их ребенок произносит правильно все звуки, значит его речевое развитие на должном уровне. Это не так! У детей очень беден словарный запас, лексика. Старайтесь, как можно чаще спрашивать детей: что такое? кто такой?
Самое разумное - это помощь логопеда в детском саду. Более существенная помощь со стороны логопеда может быть оказана, если в детском саду открыты речевые группы. Большую помощь оказывают в этой подготовке систематические занятия, консультации для родителей, совместная работа логопеда, родителей и детей в логопедических тетрадях по развитию речи. Постарайтесь, чтобы для вас, уважаемые родители, логопед был другом, помощником и советчиком.
Итак, до школы осталось мало времени. Используйте его таким образом, чтобы у вашего малыша было как можно меньше проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.
Валентина РУДАКЕВИЧ,
учитель-логопед I квалифицированной категории