От поиска – к достижениям
В октябре 2012 года Детская музыкальная школа п. Мотыгино отметила своё 45-летие. На протяжении последних семи лет успешное руководство школой осуществляет человек ищущий, творческий, обладающий широким кругозором, необходимой строгостью и прекрасными организаторскими способностями - Татьяна Владимировна САМКОВА.
К работе в ДМШ Татьяна Владимировна приступила в 1980 году в должности преподавателя по классу баяна, с 1990 по 2005 годы была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В течение этих лет Татьяна Владимировна вела большую внеклассно-воспитательную и концертно-просветительскую работу в школе. Она творчески подходила к проведению общешкольных мероприятий, праздников, концертных программ, являлась их организатором и ведущей, тесно сотрудничала со средствами массовой информации, освещая события культурной жизни школы, пропагандируя классическое и народное музыкальное искусство. Формы работы Татьяна Владимировна всегда использовала разнообразные и интересные. Все они удачно сочетали способы разностороннего воздействия на обучающихся с учетом особенностей детского восприятия. Благодаря этому Т.В. Самкова достигла цели - воспитать в детях нравственно-эстетическое отношение к миру, вызвать интерес к художественной деятельности, естественно, ввести их в мир музыкального искусства.
Выступления Татьяны Владимировны отличались эмоциональностью, глубоким содержанием. Обладая организационным и творческим потенциалом, Т.В. Самкова совместно с преподавателями школы реализовала собственный проект “Неделя творческих каникул”. Абсолютно все обучающиеся и педагоги ДМШ участвовали в мероприятиях различной направленности. Это было полное погружение всех участников образовательного процесса в творческую атмосферу, обучение детей не созерцательностью, а действием, создание “банка” идей.
“Недели” проводились весной 2000 – 2004 годов и 2008 года. Сюда же включались мероприятия, проведению которых предшествовала активная методическая и исследовательская деятельность Татьяны Владимировны. Это “Форум творческих людей – музыкантов“, где была раскрыта сверхзадача музыканта вообще и сверхзадача музыканта в работе над музыкальным произведением; форум “Эмосфера” – обращение к человеческим чувствам, переживаниям, в результате которых появились шедевры произведений искусства – хронология идет от первобытных людей до XX века, представлен синтез искусств по всем эпохам: танец, литература, живопись, скульптура, музыка, мода; “Турнир интеллектуалов”, где состязались команды учеников старших классов средних общеобразовательных школ и ДМШ по теме “Искусствоведение – искусство познания мира”. Идея заключалась в том, что саморазвитие должно происходить не только в области точных наук, но и в искусстве, через которое человеку передаются нравственные и эстетические представления. Также Татьяне Владимировне принадлежит идея создания театра народной музыки. Театр - это игра, а игра естественна и близка ребенку. Вырастая из игры, музыкально-сценическая деятельность благодаря комплексному сочетанию драматизации, пения, движения, не кажется детям принесенной извне и способна максимально высвободить их интеллектуальные и творческие силы, давая при этом ребенку эмоциональное и эстетическое удовлетворение. Постановка детских фольклорных музыкальных представлений позволяла организовывать полноценное, насыщенное музыкальное воспитание детей; навыки взаимного общения и коллективной работы формировали у них опыт и механизм социализации.
Известно, что одной из форм творческого общения является ансамблевое искусство, оно обладает всеми чертами художественной привлекательности. Активное участие в социокультурной жизни ДМШ принимали оркестр и ансамбль народных инструментов под руководством Т.В. Самковой. Инструментарий коллективов представлен был не только традиционными инструментами, такими, как баян, аккордеон, но и домрами, балалайками, бас-гитарой, фольклорными духовыми, то есть музыкальными инструментами, обучение игре на которых не преподается в ДМШ как отдельный предмет. Благодаря Татьяне Владимировне инструменты держали в руках и управляли ими дети, вкладывая в звучание и профессиональное мастерство, которому она их обучила, и свой темперамент, и интеллект.
Достижения: дипломы успешных выступлений на краевых конкурсах в г. Красноярске в 1997 г. , 2002 г., дипломы II и III степени зональных конкурсов в г. Канске, г. Енисейске – 2008 г., 2009 г., сольные концерты на различных сценических площадках Мотыгинского района, иллюстрации школьных музыкальных спектаклей.
Как преподаватель по классу баяна, Татьяна Владимировна Самкова всегда находится в курсе современных новаторских технологий, изучая новинки педагогической методической литературы. В качестве собственной методической работы в процессе преподавания она использовала форму видеофильма как демонстрацию сольных концертов лучших учеников своего класса. Постоянный творческий поиск, стремление к профессиональному совершенствованию Т.В. Самковой однозначно служит примером для учеников её класса. Её планомерная регулярная работа с ними, направленная на успех, заинтересованность в профессии, дает в результате профориентированных учащихся, поступающих в средние специальные учебные заведения. Профессиональные достижения учеников класса баяна Т.В. Самковой: три поступления в Красноярский колледж искусств им. Иванова-Радкевича по профилю: два выпускника на специализацию баян, один – домра.
Многие ученики, воспитанные Татьяной Владимировной, с благодарностью вспоминают годы учебы в “музыкалке”. Они находятся в постоянном контакте со школой, продолжают любить ее. Например, Сергей Петров учится в Красноярском медицинском университете и попутно занимается сочинением музыки, записывает ее в профессиональной студии, мечтает поступить на кафедру композиции в Красноярской государственной академии музыки и театра.
Т.В. Самкова – опытный, целеустремленный педагог, умеющий передать собственные знания и навыки обучающимся. Но время диктует свои приоритеты, и сегодня ей с успехом удается совмещать педагогическую деятельность и руководство ДМШ. В 2009 году Т.В. Самкова составила комплексную образовательную программу художественно-эстетической направленности по музыкальному искусству “Инструментальное исполнительство” и “Хоровое пение”. В ней определены этапы обучения, принцип вариативности, цель, задачи, виды практико-ориентированной деятельности, даны уровни образовательных программ, форма осуществления учебного процесса, используемые технологии, структура учебных планов. Результатом реализации комплексной программы является успешное прохождение государственной аккредитации и установление нашей школе I категории.
Татьяна Владимировна разработала документ стратегического планирования – программу развития Мотыгинской ДМШ на 2006-2008 годы. В результате были внедрены в практику разноуровневые модифицированные рабочие программы с учетом возможностей детей; повысилась методическая грамотность педагогов; установлена связь со специалистами ККИ им. Иванова-Радкевича (за четыре года в ДМШ побывали девять преподавателей колледжа, два методиста краевого научно-учебного центра кадров культуры); прошли курсы повышения квалификации 15 преподавателей, курсы профессиональной переподготовки - четыре; вернулись в школу и приступили к педагогической работе два выпускника; поступили в ККИ им. Иванова-Радкевича семь выпускников ДМШ; выиграны Дипломы II и III степени зональных конкурсов; прошли обучение в творческой школе “Север +” один преподаватель и один обучающийся по классу аккордеона; выигран губернаторский грант (в рамках ЦП “Дети”), проведен капитальный ремонт здания Мотыгинской ДМШ; обновлен частично инструментальный парк и учебное оборудование; открыто отделение хореографического искусства; закреплены позиции ДМШ как культурного центра.
А теперь Татьяна Владимировна разработала Концепцию развития ДМШ до 2020 года, которая получила одобрение Министерства культуры Красноярского края. Эта концепция – система взглядов на музыкальное образование в Мотыгинском районе. В ней рассмотрены вопросы специфической деятельности школы, структура ДМШ, ее совершенствование, содержание обучения, социокультурная деятельность, механизмы реализации Концепции. Т.В. Самкова при поддержке главы администрации района А.Ю. Терещенко, руководителей МКУ Управление культуры Е.Н. Дроздовой, Г.И. Ельсиковой реализует проект “Арт-диалог”, благодаря чему жители п. Мотыгино посетили концерты живой музыки, где выступали творческие коллективы ДМШ г. Железногорска – хор под руководством И. Власенко и ансамбль скрипачей А. Кругловой. Реализуя проект “Арт-диалог”, Т.В. Самкова способствует тому, чтобы красота музыкального искусства стала для жителей п. Мотыгино путеводной нитью к постижению его смысла и сущности, ведь контакт с живой музыкой – это своего рода работа для той неуловимой, но живущей в каждом человеке субстанции, которая, по словам поэта Н. Заболоцкого “обязана трудиться и день, и ночь”.
Еще один проект Т.В. Самковой – школьный журнал “Одухотворение”. Его первый выпуск был осуществлен к 45-летию ДМШ. Это сборник творческих материалов преподавателей по всем направлениям деятельности. В большинстве рубрик журнала освещаются различные формы методической работы преподавателей, так как именно она является важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связывающим в единое целое всю систему работы музыкальной школы. Помимо преподавательской и управленческой деятельности Т.В. Самкова активно занимается инструментальным исполнительством в составе дуэта баянистов и является бас-гитаристкой ансамбля преподавателей “Нюанс”.
Уважаемая Татьяна Владимировна!
Поздравляем Вас с юбилеем ДМШ! Желаем Вам долголетия и успехов в реализации самых смелых творческих планов!
Коллектив молодых преподавателей
Мотыгинской ДМШ