Новые формы жизни
Компьютеры и Интернет прочно и, похоже, навсегда вошли в нашу жизнь. На наших глазах выросли поколения, которые не мыслят себя без всемирной паутины. Там они живут, а здесь вынуждены находиться.
Тема Интернета бесконечна, как сам Интернет. Блоггеры-самоубийцы, интернет-зависимость и другой негатив, связанный со всемирной сетью, много и часто обсуждается общественностью. Но Интернет несет и много положительной, полезной, развивающей информации. В общем, как к нему относиться, каждый решает сам, и каждый ищет в нем то, что подсказывает ему воспитание и умственное развитие.
Словосочетание «век информационных технологий» не просто красивые слова. Они имеют смысл, это определяющий вектор дальнейшего развития человечества. Был каменный век, бронзовый век, железный век, и назывались они так неслучайно. Из камня, бронзы и железа создавались в свое время средства производства. Сейчас все явственней в лидирующие роли выходят именно информационные технологии – компьютерные программы, Интернет и вообще средства массовой информации, включая технические составляющие ее производства.
Уйти от них невозможно, изолировать от них себя и своих детей – значит обречь себя и детей на вечное аутсайдерство. И, как ни крути, на первом плане здесь должно значиться воспитание. Научить ребенка пользоваться всем этим – такая задача уже не стоит, даже детсадовцы порой разбираются в электронной технике лучше взрослых, а про школьников и говорить не приходится. А вот научить пользоваться и использовать современные технологии масс-медиа во благо себе и окружающим – цель вполне достойная и крайне важная.
Не первый год в Центре внешкольной работы (ЦВР) проходит районный конкурс детских и молодежных медиапроектов «Мой край – мое дело». Последние три года это направление ведет методист Татьяна Продан. Конкурс направлен на популяризацию детских и молодежных общественно значимых инициатив, внедрение медиа технологий в полезную деятельность детей и молодежи. Также он способствует формированию у школьников сознательной позиции участия в социокультурной среде района, авторской позиции и авторского взгляда на мир и критического отношения к индустрии масс-медиа. Кроме этого конкурс обращен и к взрослой части населения района и должен способствовать созданию в ее глазах позитивного образа молодого человека, включенного в общественно значимую деятельность.
В конкурсе приняли участие школьники в возрасте от 12 до 17 лет, члены зарегистрированных и незарегистрированных детских, молодежных, детско-взрослых общественных формирований и временных творческих коллективов. Давая широкое поле для творческой деятельности, организаторы, тем не менее, сориентировали молодые таланты по трем направлениям (они же – номинации): «Мир равных отношений», «Береги природу» и «Дорогой добрых дел».
В первой номинации были представлены работы, пропагандирующие толерантное отношение к людям другой национальности, вероисповедания и к людям с ограниченными возможностями здоровья. В работах, представленных ко второй номинации, участники отразили бережное отношение к природе и окружающей среде, показали важность и актуальность экологических знаний. Работы, представленные к третьей номинации, пропагандировали волонтерское движение, донорство и меценатство.
Надо сказать, что этот проект набирает популярность среди школьников района. С каждым годом в нем принимает участие все большее число учащихся. На этот раз в конкурсе участвовали 33 подростка из десяти школ района. На суд жюри ими представлено 28 работ, выполненных в различных форматах: газета, буклеты и брошюры, репортаж и видеоролик, социальный плакат, проспект, презентации и интернет-проекты.
На этом конкурсе отличились новоангарцы - они представили восемь работ. Заметно вырос уровень работ ребят из Бельска, да практически обо всех участниках можно сказать, что их работы с каждым годом становятся все лучше и лучше.
Особого внимания заслуживает манера подачи материалов. Прямоту и бескомпромиссность изложения мыслей можно было бы списать на молодежную категоричность, но мне кажется, дело в чем-то более глубоком и серьезном. Например, работа Полины Гаевской и Светланы Радионовой под названием «Мой край – мы в ответе за тебя!». Буклет начинается с заголовка «Мотыгинская ГЭС уничтожит Ангару». Цитирую: «Строительство ГЭС неизбежно ведет к деградации экосистемы Ангары. Для жителей Мотыгинского и Богучанского районов Мотыгинская ГЭС станет источником серьезных социальных и моральных проблем. Многие работы были посвящены волонтерскому движению. Например, в Новоангарске действует группа «С нами мир добрее», о своих акциях ребята рассказывают в социальной сети Одноклассники.ru. Присоединиться к ним может каждый. Девиз группы говорит о многом: «Только делая добрые дела, ты можешь называться человеком». И кто после этого скажет, что у нас растет равнодушная молодежь и что ей все равно, что происходит вокруг?
Еще одной тенденцией, обозначившейся на конкурсе, стал факт того, что работы школьников из отдаленных поселков казались ярче, целостнее. Возможно, жизнь подростков в «главных» поселениях района разнообразнее и им есть чем заняться помимо проектной деятельности. А может, ребята из небольших поселков более патриотичны. Или ответ совсем прост – в периферийных поселениях кроме Интернета детям негде применить себя.
В связи с этим уже сейчас видна будущая проблема. Приходит поколение, привыкшее общаться в сети, а не глаза в глаза. И, возможно, через пару лет государство начнет развивать проекты, направленные на то, чтобы научить детей общаться вживую. Очень легко выражать свои мысли и отстаивать свою позицию, сидя спокойно за клавиатурой, легко сказать «люблю» через Интернет или вступить в схватку с далеким негодяем. Но во взрослой жизни все будет не виртуально. Куда нас приведут лидеры, умные и неравнодушные, но у которых не было в детстве синяков и содранных коленок, не было первых поцелуев под звездным небом?
Может показаться странным, но опасность ухода в виртуальный мир понимают и сами подростки. Поэтому многих из тех, кто защищал свои проекты на конкурсе, можно встретить, например, на катке возле конторы Ангарской ГРЭ. На наших глазах происходит интересный процесс – зарождение новой формации: молодежь пытается соединить в себе прогрессивные новшества и позитивный опыт прошлых поколений.
Евгений РЕДВАНСКИЙ