Духовно-нравственное воспитание нынче не в моде?
Раздолинская детская музыкальная школа расположена на территории одного из промышленных поселков, где живет около трех тысяч жителей. В школе - полный кадровый состав. Но вернувшись сюда 14 лет спустя, я столкнулась с проблемами, которые раньше не были так ярко выражены…
Проработала в филиале старшим преподавателем этот учебный год и возникновение проблем стало понятно. Они кроются не только внутри школьных проблем преподавания, которые накапливались годами, но и в связи с реформами в дополнительном образовании.
К этим проблемам добавилась и еще одна – зависимость ДМШ (детской музыкальной школы) от РСОШ (Раздолинской средней образовательной школы). Подготовки к конкурсам, олимпиадам, различным концертам и мероприятиям, экзамены, подготовка домашнего задания, а к этому еще добавляются морозы, массовые инфекции – все эти факторы ведут за собой напряженность в учебном процессе РСОШ.
К тому же каждый ребенок хочет уделить время себе, на прогулки, игры. Сколько времени остается на занятия в музыкальной школе?.. Все это приводит к частым срывам учебного процесса в музыкальной школе. А ведь, чтобы добиться результата, научиться грамотно и профессионально владеть инструментом, музыканту надо и уроки посещать, и стабильно заниматься дома – это прописная истина.
Поэтому, исходя из своего детского опыта учебы в музыкальной школе и тридцатипятилетнего педагогического стажа музыкальной работы, я хочу обратиться к родителям с советами: чем больше ваш ребенок будет занят, тем он больше будет успевать делать; надо помочь ему правильно распределить время на каждый вид деятельности; постоянно, но не назойливо контролировать; в трудные минуты поддерживать ребенка в доведении дела до конца.
Инструменты даром…
Что касается моего класса фортепиано, то много лет я уже не сталкивалась с проблемой приобретения родителями инструмента для своих детей. Дети приходили учиться в музыкальную школу, уже имея его дома.
Сегодня фортепиано можно приобрести и в Раздолинске, и в Мотыгино довольно дешево, или вообще бес-платно. Проблем с настройщиком также не возникнет. В базовой школе по настройке этого инструмента работает В.Г. Крючков.
Уважаемые родители, не имея фортепиано дома, нет смысла обучаться на этом отделении. И самое ужасное, что в поселке кем-то была заведена мода на синтезаторы. Поймите, синтезатор – электронная машина, которая по сути не заменит живой звук фортепиано, и лишь поможет развитию гармонического слуха ребенка.
Конкурс - это стимул двигаться вперед
Одним из основных показателей и стимулов повышения качества исполнительства инструменталистов являются наши профессиональные конкурсы, для участия в которых требуются систематические занятия, настойчивость, воля, решительность, умение преодолевать различные трудности.
А в результате – успех и победы. Конечно, обидно, что юные музыканты Раздолинской ДМШ в последние годы редко успешно выступают на школьных конкурсах в своем районе.
А на более высоком уровне приняли участие вообще впервые в этом году. Это были гитаристы Д. Микунов, Н. Иванова, Н. Таюрская, ученики преподавателя Т.Н. Курнавиной. Им надо отдать должное, они стали дипломантами конкурса «Звенит гитара» в Дивногорске.
Также попробовала свои вокальные возможности Л. Миллер – ученица преподавателя И.В. Черновой на конкурсе «Сибирская глубинка», проходившем в г. Красноярске.
При работе с детьми нужна очень четкая позиция всех трех сторон: преподавателя, родителя и ученика. Ведь если мы его выводим на конкурс, значит, у ребенка есть для этого все данные. Поэтому столкнувшись с неудачей, не надо останавливаться, опускать руки, искать виноватых. Нужно понять свои ошибки и двигаться дальше, совершенствуясь.
Пропаганда духовности
Нельзя не сказать о влиянии на общество поп-музыки. Классическую музыку не воспринимают ни молодежь, ни старшее поколение поселка. Поэтому задача музыкальной школы – пропаганда на профессиональном уровне классического наследия для всех слоев населения.
Самая активная лекционно-просветительская, концертная деятельность в этом году Раздолинской ДМШ проводилась для РСОШ, преследуя конкретные цели: заинтересовать и мотивировать коллектив общеобразовательной школы к творческому сотрудничеству; показать учителям и учащимся РСОШ результаты работы нашей школы; внедрить в их сознание целесообразность существования музыкальной школы в поселке.
Без помощи не остаемся…
Результатом такой направленности в работе должен стать рост престижа Раздолинской ДМШ и стабильность учебного процесса. Эти же задачи преследовались в партнерских отношениях с ДК «Горняк».
Приятно отметить востребованность ДМШ на концертах в клубе. А также безотказность администрации учреждения (директор Г.Р. Родичкина) в предоставлении сцены для наших школьных мероприятий. Сценарии поселковых концертов составляют грамотно. Организация их проходит на хорошем уровне благодаря художественному руководителю А.Г. Харламовой и ее помощникам.
Раздолинская ДМШ, как многие учреждения образования и культуры, обращалась за поддержкой в школу и спонсорской помощью в этом году к главе администрации п. Раздолинска Н.В. Еримбетовой, руководителю филиала Группа Магнезит В.В. Ладикову, предпринимателям О.Н. Рак, Т.Ю. Ковалевой, Е.В. Бычковой, Е.П. Овчинниковой. Огромное спасибо им за оказанную поддержку (без лишних расспросов, проволочек) и понимание.
Ведь это все делается во благо духовно-нравственного воспитания наших детей и населения поселка, затерянного в тайге и оторванного от большой цивилизации…
Людмила Потехина,
старший преподаватель
Раздолинской ДМШ