Как помочь ребенку научиться учиться?
Начало первого учебного года в жизни наших детей - очень важный момент. Для многих из них – это возможность наконец-то вступить во взрослую жизнь: делать по утрам зарядку, не разрисовывать обложки учебников, заполнять дневник и по русскому в четверти иметь только «пять».
Мальчишки и девчонки постепенно привыкают и адаптируются к школьному распорядку, школьным нагрузкам и требованиям. От родителей, конечно же, требуется поддержка и помощь, ведь без этого детям будет труднее освоиться и достичь желаемых результатов.
Советы родителям:
Следите за режимом дня первоклассника. Выделяйте часы для «ничегонеделанья», когда ваш ребенок предоставлен своим любимым занятиям и не должен никуда торопиться.
С самого первого дня учебы очень внимательно относитесь к выполнению домашних заданий.
Учебная нагрузка в школе должна быть адекватной для вашего ребенка.
Помогите ребенку подружиться с одноклассниками, если по какой-то причине он не может это сделать самостоятельно.
Огромную роль в учебном процессе играет учитель. Поэтому родителям важно поддерживать учительский авторитет всеми способами, даже если у родителей иная (часто субъективная) точка зрения на процесс обучения.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Утром:
- будите ребенка спокойно;
- не подгоняйте, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»;
- не торопите, умение рассчитать время – ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка;
- не отправляйте ребенка в школу без завтрака;
- ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!.. Чтобы сегодня не было плохих отметок!..»;
- пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов, ведь у него впереди трудный день.
После школы:
- забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него вал вопросов, дайте расслабиться;
- если увидите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам;
- выслушав замечания учителя, не спешите устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда будет не лишним выслушать обе стороны и не торопиться с выводами;
- найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребенку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
Делаем уроки:
- после школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 часа отдыха (еще лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил;
- не заставляйте ребенка делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимо 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;
- во время подготовки уроков не сидите «над душой», дайте ребенку возможность заниматься самому, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения;
- спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя все получится! Давай разберемся вместе! Я тебе помогу!» - похвала, даже если не все получается, просто необходима;
- в общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь, то…»;
- будьте внимательны к его жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие;
- определите в режиме дня время для выполнения домашнего задания;
- к выполнению домашней работы нужно приступать сразу, как подойдет это время, без откладывания «на потом».
В этот непростой для вашего первоклассника период постарайтесь быть особенно внимательными и чуткими родителями.
Светлана СОРОКИНА,
социальный педагог
Центра семьи «Мотыгинский»