…С картинки в твоем букваре
В каждом поселке нашего района школьное учебное заведение с годами традиционно становится центром сосредоточения основных направлений жизни. Здесь взращивают юное поколение, самая активная часть населения – педагоги, здесь же происходит и некоторое воспитание родителей, которые, вспоминая свои школьные годы, стараются сделать их лучше для своих подрастающих чад. Кулаковская школа именно такая.
Директор Иван Игоревич Вяткин был в командировке, поэтому наш разговор о главном состоялся с бывшим директором, а ныне заведующим учебной частью Валерием Геннадьевичем Грязновым и преподавателями школы.
Он вспоминает, как в общей сложности 13 лет руководил заведением (в начале перестройки и с 2000 по 2010 годы), сейчас преподает географию и экономику.
В этом году в школе занимаются 110 учеников, из них в первом классе - 13 детей, в выпускном – четверо, в десятом - 3, в пятом классе - 20 детей, в седьмом - 17, в остальных классах – примерно по десять учеников.
В прошлом году школа выпустила из своих стен 6 человек. После девятого класса покинули стены школы двое учеников.
Что характерно для последних лет: молодежь возвращается после учебы в других заведениях в родные места, потому что можно найти работу в ГОКе (Новоангарск), а первое время пожить в отчем доме.
Например, в школе работает учитель химии и биологии Т.А. Шуклина, которая после окончания кулаковской школы училась в институте и вернулась домой.
Валерий Геннадьевич давно живет в Кулаково и, конечно, помнит всех председателей сельсовета, глав поселения. Запомнились ему, как старожилу, В.И. Зырянов и Р.А. Ломать, под руководством которых Кулаково расцвело. Улицы были чистыми, поставили памятник участникам Великой Отечественной войны, на котором были выбиты 33 фамилии. К сожалению, сегодняшний монумент стал «безликим», и, естественно, кулаковцев волнует, когда же будут увековечены фамилии их земляков.
По сегодняшним меркам, здание школы не так велико, хоть и занимается сейчас в классах вполовину меньше детей. В былые годы здесь училось около 270 школьников, дети занимались в две смены и классы были переполнены.
Кстати, у Валерия Геннадьевича свой взгляд на обучение детей, которое видоизменялось в зависимости от перемен в стране. Например, экономику педагог преподает с 1995 года, но тогда не было рыночных отношений. Когда поменялась обстановка в стране, естественно, учебников по новой экономике не было, но был основной базис знаний, оставшийся с советских времен, и это помогало в учебном процессе.
Прошлогодние выпускники Кулаковской школы продолжили обучение в высших и средних учебных заведениях: в медакадемии, аграрном университете, СФУ, транспортном техникуме. И это хороший оценочный показатель знаний, которые дают в учебном процессе педагоги.
Много о школе рассказала Елена Викторовна Крюкова, логопед по образованию, а сейчас – учитель по индивидуальному обучению на дому. Она тоже окончила кулаковскую школу, затем заочно пединститут в Лесосибирске, по специальности - психолог.
В школе работают 17 преподавателей, в этом году пришел долгожданный педагог физической культуры В.А. Яцив. Он заочно учится в институте, жил в Мотыгино, приехал в Кулаково. Поле работы (спортивный школьный зал) есть, но зимой там холодно, желательно обновить спортивный инвентарь.
Средний возраст педагогов 35 лет, самому опытному педагогу 56 лет, самому молодому – немного за 20. В прошлом году добавились в коллектив три молодых специалиста.
Но проблема жилья для молодых педагогических кадров стоит довольно остро. Если не предпринять срочные меры, то есть не выделить средства на приобретение жилья молодым учителям, то два специалиста в этом году останутся без крыши над головой (сейчас они снимают квартиры в аренду). Очень бы хотелось, чтобы районное руководство помогло сохранить в кулаковской школе молодые перспективные кадры.
Учебниками школа в октябре была обеспечена почти полностью, в этом помогает обменный школьный фонд.
Коллектив преподавателей совместно с учениками старается принимать участие в краевых, районных мероприятиях. К сожалению, связь по интернету плохая, но, тем не менее, находят возможность преодолеть эти временные трудности.
Работает в Кулаково филиал новоангарской художественной школы, которым руководит Вера Алексеевна Шох (она же – директор Новоангарской художественной школы), три раза в неделю детки занимаются искусством в школьном кабинете технологии.
Проводили ежегодную подготовку здания к зиме, насколько это возможно в Кулаково. То есть сделали косметический ремонт в классах, утеплили щели своими силами с помощью монтажной пены и подручных материалов, а самый теплый укрывной материал – снег, которым засыплют завалинки по периметру школы зимой. Но есть евроокна – в спортивном зале, металлочерепицей покрыли крышу здания в 2011 году. Капитально здание не ремонтировалось ни разу. В 2016 году школа будет отмечать свой 50-летний юбилей.
Педагоги - это цвет и гордость школы, они работают с энтузиазмом и каждый влюблен в свою профессию. Со всеми поговорить не удалось, а встретились мы с Надеждой Адамовной Калинкиной, учителем начальных классов, и Татьяной Александровной Опариной, преподавателем русского языка и литературы.
Надежда Адамовна Калинкина – очень инициативный педагог, своих учеников постоянно радует новыми проектами, которые развивают детей. Все ребятишки для нее – лучшие, красивые, родные. Свой положительный заряд энергии педагог передает родителям, и те тоже начинают с первого дня занятий активно участвовать в организации учебы, оформлении классов.
И это касается не только непосредственно занятий, но и внеурочных мероприятий. Например, день именинника, который отмечают в сентябре и мае. Или «акция добра», когда уже подросшие школьники собирали свои игрушки и дарили детям детского сада. В прошлом году организовали «книжкину больницу» (ремонтировали книги).
Как отмечает Надежда Адамовна, число учеников с каждым годом растет, пять лет назад можно было увидеть в начальных классах и по два ученика, а сейчас меньше десяти не бывает.
Кстати, со второго класса в кулаковской школе преподают немецкий язык (учителя английского языка нет).
А вот с методическим обучением, семинарами, курсами, выездами на спортивные мероприятия приходится трудно. Особенно во время бездорожья, когда до райцентра не каждый поедет. Приходится заниматься самообразованием и приобретением литературы через интернет. Почему бы не организовать выездные семинары для школ поселений на левом берегу? Педагоги были бы только рады.
Татьяна Александровна Опарина – опытный педагог, с большим стажем. Преподает русский язык и литературу школьникам с 5 по 9 класс с 2002 года. Окончила Лесосибирский пединститут.
В последние годы в школе отчего-то стало меньше часов для преподавания русского языка и литературы, хотя, казалось бы, традиционные основные предметы – это залог будущего для детей. Однако, как считает Татьяна Александровна, большую роль в воспитании любви к учебе играет семья. Если в доме читают, грамотно говорят, учат детей, то и детям легче обучаться в школе. Но в послед-ние годы стало заметно уменьшение интереса к чтению у всех детей. «НЕЧИТАЮЩЕЕ ПОШЛО ПОКОЛЕНИЕ».
Что может сделать учитель? Пытается прививать любовь к русскому и литературе, но в 10 и 11 классах – по одному уроку в НЕДЕЛЮ русского языка и три урока литературы (плюс полчаса – факультатив). Раньше было 12 уроков русского языка в неделю. Теперь в 5-6 классах – по пять, шесть уроков в неделю, в седьмом - 4, в девятом классе – по два урока. Таким образом очень трудно подготовить ребят-выпускников к сдаче ЕГЭ. Поэтому учитель тратит свое личное время для того, чтобы подготовить старшеклассников к экзаменам.
Татьяна Александровна считает, что десять лет назад легче было изучать литературу. Сейчас, например, объем материала для преподавания в девятом (выпускном) классе стал в два раза больше, а времени для преподавания не выделено в расписании. И получается, что РУССКУЮ ВЕЛИКУЮ литературу школьники проходят «слегка», обзорно, не вдумываясь и не вчитываясь. И здесь уже серьезно надо задуматься о том, что так школьники не познают труды российских, русских классиков, не смогут написать сочинения «о героях произведений», потому что они с ними фактически не знакомы…
Чем это чревато? Потерей не только грамотности, но и приобретением поверхностного отношения к нашей русской, самобытной, глубокой культуре. А если ребенок с «младых лет» не знает своих культурных корней, то и взрослея, он не сможет понять, что такое «с чего начинается Родина» и зачем «Москва французом сожжена»...
Наталья МОРОЗОВА
На снимках: Т.А. Опарина, В.Г. Грязнов.
Фото автора.