Читайте книги всей семьей, и чудеса начнутся!
ЧТЕНИЕ – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя (Василий Александрович Сухомлинский)
Учить ребенка любить книгу надо не только в школе, но и дома. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, нужно помочь им полюбить книгу, так как неумение читать в наш компьютерный век не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие.
Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Хорошо знакомы высказывания мам и пап: «Ты уже большой, читай сам». А ведь это неверно.
Традиции семейного чтения почти утрачены, сокращается доля чтения в структуре свободного времени детей и взрослых. Уважаемые родители! Рассказывайте детям о ценности чтения. Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
Если ваш ребенок делает первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову, как победе. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и интересный сюжет. Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Дети должны видеть, как вы сами читаете с удовольствием. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их. Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Формы деятельности семейного чтения можно выбрать разные: поэтическая мастерская, литературно-музыкальный салон, мини-спектакли, «Клуб семейного чтения», посиделки, часы размышления, громкие чтения, пересказ прочитанного и так далее.
В МБОУ Раздолинская СОШ прошел районный семинар учителей и библиотекарей образовательных учреждений по теме «Читаем книги всей семьей». Учителя, дети, родители, библиотекарь показали интересные формы семейного чтения.
Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка» в 9 классе проводила Юлия Викторовна Старовойтова, учитель русского языка и литературы.
Урок был построен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Основные приемы: чтение с остановками, «толстые» и «тонкие» вопросы. Текст произведения учащиеся впервые читали на уроке. Чтение с остановками позволяет развивать мыслительную деятельность, умение видеть замысел. Ученики предполагали дальнейшее развитие сюжета. «Толстые» вопросы направлены на более глубокое понимание, на умение вычленять поверхностную информацию, помогают видеть детали произведения, анализ его проблематики.
Учитель не раскрывает темы, проблемы, а подводит учеников к тому, что они сами в конце урока выявляют их. Текст подобран удачно (в нем несколько проблем, каждая из которых актуальна и в современном мире). Анализ фантастического рассказа позволяет задуматься о будущем человечества.
Учащиеся проявили интерес к изучаемому тексту, высказывали самостоятельные суждения, участвовали в дискуссии, развивали навыки углубленного чтения художественного текста. Участие принимали и гости – учителя, библиотекари школ района.
Литературную гостиную «В гости к Ивану Андреевичу Крылову», посвященную 265-летию со дня его рождения, в 4 «б» классе проводила учитель начальных классов Ирина Александровна Бондарева. Предварительно дети читали басни на уроках, дома с родителями в своих рисунках отразили сюжеты из басен И.А. Крылова. Познакомились с репродукциями к басням.
Литературная гостиная была необычная, дети «встретились с писателем», провели небольшой конкурс, проверили свои знания о творчестве Ивана Андреевича Крылова, познакомили гостей с биографией писателя, рассказали о самых занимательных фактах из его жизни. Работали в командах вместе со своими мамами. Интересное получилось состязание: отвечали на вопросы, отгадывали кроссворд, соотносили басню и мораль, объясняли крылатые выражения, читали наизусть басни, инсценировали несколько басен, делали выводы. Дети полюбили творчество баснописца, рассуждали о моральных принципах поведения, смысле басен.
Внеклассное занятие «Русский фольклор» провела в 4 «а» классе учитель начальных классов Ирина Валентиновна Узельдингер; музыкальное сопровождение - учитель музыки Оксана Ивановна Букина.
Сцена ярко украшена. На заднем плане сцены нарисована печка, фигурки дымковских игрушек: уточки, матрешки, солнце. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда, скамья, домотканые половики. Все в русских народных костюмах. Мать укачивает ребенка – поет колыбельную, на лавке сидит бабушка, внуки играют на полу, девушка шьет, две другие разговаривают. На фоне всего этого идет разговор между взрослыми и детьми, затем начинаются пляски, исполняют народные частушки, прибаутки, поют русские народные песни, показывают инсценировку народной сказки.
Шесть человек из этого класса приняли участие в краевом конкурсе «Сибирская глубинка», получили Диплом III степени.
Специалист Управления образования Валентина Ивановна Головинская рассказала о традициях и проблемах семейного чтения. А библиотекарь МБОУ Раздолинская СОШ Ольга Викторовна Бакаленко представила презентацию «Читайте книги всей семьей, и чудеса начнутся».
В конце семинара был подведен итог: чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир!