«Наша школа - хорошая школа, важная школа»
- это слова одного из педагогов Мотыгинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида. О ней и пойдет речь. Все мы прекрасно понимаем, что дети, обучающиеся здесь, - непростые. Поэтому от учителей и воспитателей, кроме высокого профессионализма, требуется еще по-настоящему любить детей и свою работу. При общении с ними приятно удивила и порадовала та заинтересованность, которую они проявляют к судьбе каждого ребенка. Детей не обманешь, дети чувствуют, когда их любят.
Большинство людей слабо представляют себе, в чем заключается работа коррекционной школы. Рассказать о ней подробнее мы попросили заместителя директора по учебной работе Ларису Петровну МАЛЫШЕВУ.
- Для начала поясните читателям, что означает название «школа-интернат VIII вида»?
- Кроме общераспространенных, в России, в том числе и в Красноярском крае, существуют специальные школы. Подобные учебные заведения имеют свою классификацию, всего их восемь. Как и взрослые люди, дети имеют ограничения возможностей здоровья. Есть глухие, слепые, глухонемые, имеющие проблемы с опорно-двигательной системой и т.д.; наша, VIII вида, для ребятишек, которым нужна коррекция развития. Не следует бояться этого слова, а тем более чураться таких детей. Далеко не все они попадают к нам по причине тяжелой умственной отсталости. Многие – с задержкой развития, есть из неблагополучных семей, где родители не уделяли должного внимания своим детям. Не чувствуя контроля и не получая нужной заботы и воспитания, ребята прогуливали школу и, следовательно, отстали в освоении учебной программы, она стала им незнакомой и непонятной.
Не секрет, что современная средняя школа рассчитана на (как минимум) среднеуспевающих детей. Если ребенок по каким-либо причинам не успевает усвоить и отстает от темпа учебного процесса, то никто не будет с ним отдельно заниматься, у учителя, к сожалению, нет на это времени. А ребятишки – хорошие, просто их некому было заинтересовать учебой. Да, они сложные, но это прежде всего дети.
Я хочу, чтобы читатели понимали, для чего мы детей к себе берем. У нас же как? Если пошел в «эту школу», то махнули рукой и крест на человеке поставили. Наши учителя и воспитатели до двух-трех часов ночи дома к занятиям готовятся, придумывают, чем пробудить у ребят интерес к обучению. Ну не было у них мотивации учиться, разве они в этом виноваты? Кто поможет таким детям? Если бы не мы, их просто бы вытолкнули на улицу - и живи, как хочешь. А когда ребятишкам оказывают специализированную помощь, то из них получаются очень даже хорошие люди.
Родители зачастую рассуждают так: «Пусть еще годик в средней школе посидит, а там видно будет». А у маленького человечка просто окончательно интерес к учебе пропадает, и нам потом приходится прилагать много усилий, чтобы его вернуть. Порой бывает так, что ребенок очень сильно отстает от школьной программы, но когда наши специалисты с ним позанимаются, то смотришь – пошел процесс и интерес появился, а так бы сидел в средней школе на последней парте, ничего не понимая.
- Как конкретно построен учебный процесс в вашей школе?
- Базовая идея и краеугольный камень – создание социально-образовательной и образовательно-воспитательной среды, чтобы воспитанник мог выйти из наших стен и спокойно включиться в жизнь. Поэтому один из основных предметов – социально-бытовая ориентировка. К нашим подопечным отношение у людей незаслуженно предвзятое, и им труднее приходится в жизни. На таких уроках мы учим детей, как, например, написать заявление, как обратиться в Центр занятости населения. Все занятия максимально приближены к реальности: мы учим, как обращаться со средствами связи или как обратиться к кассиру на автостанции и купить или заказать билет, как прийти на почту и отправить письмо или посылку, как их получить. Кроме этого, наши педагоги ведут различные факультативы. На «семейной экономике» мы учим ребят правильно рассчитывать семейный бюджет – какие покупки первоочередные или как посчитать сдачу в магазине, на чем можно сэкономить. Много занятий по домоводству: сервировка стола, прием гостей, по личной гигиене, стирке и глажению одежды, а также ребята узнают, какие существуют моющие средства и как ими правильно пользоваться, как пеленать ребенка, и многое другое, в общем, все, что пригодится в повседневной жизни. Я думаю, такие занятия были бы полезны и для учащихся массовых школ.
На «трудах» (а они проходят по 14 часов в неделю) девочки учатся шить. В шестом классе они уже умеют работать на электрических швейных машинах. По инструкционным картам изготавливают куртки на подкладке, халаты. Все упражнения направлены на то, чтобы дети не только научились работать, но и развивались. Задания построены таким образом: необходимо не только раскроить ткань и обработать ее, но и сообразить, в какой последовательности выполнять операции, а впоследствии еще и проверить себя.
Наши мальчики, выходя из школы, уже умеют работать на станках, владеют инструментами, знают, как выполняются работы по технологическим картам, освоили слесарное, токарное и другое оборудование. Наши ученики постоянно участвуют со своими рукоделиями на краевых конкурсах - и не без успеха.
Наверное, не нужно объяснять, что уроки в нашей школе отличаются от привычных. Традиционный урок-лекция нашим питомцам будет не интересен. Учителю-предметнику вначале нужно заинтересовать детей, поэтому занятия основаны на задействовании у ребенка наглядно-образного мышления. Чтобы ребятишки начали работать, им необходимо что-то показать, а когда они заинтересуются - можно вести урок дальше. Обычный пример они решать не будут, а задание в картинках им интересно, они включатся в процесс. К сожалению, методической литературы очень мало, поэтому учителя сами разрабатывают системы коррекционно-развивающих занятий, свои программы, получающие хорошие рецензии красноярского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Одна из основных задач, которую мы перед собой ставим, – развитие у воспитанников высших психических функций: памяти, внимания, мышления, речи. Для этого у каждого педагога в арсенале огромное количество наглядно-обучающего материала, как правило, придуманного и изготовленного самостоятельно. Возможно, кому-то такой подход к обучению покажется несерьезным и даже смешным, но надо помнить, что наши ребята, в массе своей, очень многое недополучили в детстве и с нашей помощью теперь наверстывают упущенное. Задачи в виде ребусов, шарад и тому подобному направлены на развитие умения не только считать, но и зрительного, слухового восприятия окружающего мира, абстрактного мышления, потому что все это у детей нарушено или не получило в свое время должной тренировки. Почти все занятия имеют тематическую направленность. Такое, как «Мир живых существ», развивает познавательные способности.
У нас учебное заведение продленного дня, мы работаем до 18.00. После обеда с ребятишками занимаются воспитатели, и тоже по определенной на каждый день программе. Здесь и личностное развитие ребенка, и занятия по охране здоровья, и на развитие творческих способностей, а также по основам профориентации, социализации, навыков общения и так далее, поскольку, повторюсь, одна из главных для нас задач – не столько вложить в ребенка массу знаний, зачастую бесполезных, сколько подготовить его к реальной повседневной жизни.
Работы у педагогов очень много как в школе, так и вне ее стен. Постоянно надо придумывать что-то новое: разработки, программы, наглядный материал. Это большая и необходимая работа, без нее в нашем деле не обойтись. Некоторые не выдерживают такой нагрузки и уходят, поэтому людей, работающих в нашей школе, можно без преувеличения назвать самоотверженными.
- С чего начинается путь ученика в вашем учебном учреждении?
- С обследования. Отправная точка – заключение психо-медико-педагогического консилиума. В него входят медики, психологи, дефектологи, социальные педагоги, учителя, логопеды. У нас обучаются 72 ребенка, и для каждого есть рекомендации, по какой программе учить, на что обратить первоочередное внимание. Каждый специалист обследует будущего ученика, дает совет, какой именно требуется подход к тому или иному воспитаннику. Но и после обследования узкие специалисты (каждый по своей программе) продолжают заниматься с ребятишками – ставить речь, звуки, работать по другим направлениям.
Попасть в нашу школу не так просто, как кажется. После заявления родителей проходит комиссия с привлечением работников краевых учреждений. Ребенка обследует психиатр, собранный материал отправляют в министерство образования и науки Красноярского края, оно выдает путевку к нам, и только после этого мы можем принять нового ученика.
- Что вы думаете об идее слияния коррекционных и средних школ?
- В последнее время идет много разговоров об интеграции наших подопечных в массовые школы. Но для осуществления подобных планов в общеобразовательных школах должны быть свои коррекционные специалисты: дефектологи, психологи, логопеды и прочие. К тому же школы должны будут получить лицензии на обучение наших детей. Я думаю, этот процесс растянется не на один год, хотя опыт такой уже есть. В некоторых массовых школах созданы коррекционные классы. Но, как мне кажется, этот опыт нельзя назвать абсолютно успешным. Ученые, занимающиеся коррекционной педагогикой, также против таких тенденций. В средних школах вряд ли детям с ограниченными возможностями здоровья будут уделять столько внимания, сколько в специализированных. Дети просто-напросто потеряются в жизни, никто не будет отслеживать их судьбу. Еще на этапе обучения у нас мы уже подбираем учебные заведения, в которых наши выпускники будут обучаться дальше. Узнаем, куда бы наши подопечные хотели пойти учиться, согласовываем со своим министерством, оно помогает в устройстве ребят в образовательные учреждения, резервирует места для них, потом извещает нас о поступлении ребенка в учебное заведение. Такая схема позволяет нашим ребятишкам учиться в Красноярске, Зеленогорске, Канске, Енисейске, Раздолинске и в других населенных пунктах.
Перед отделом коррекционного обучения и воспитания министерства образования и науки Красноярского края мы постоянно отчитываемся о судьбах наших выпускников. В течение многих лет после окончания школы мы отслеживаем их дальнейший жизненный путь и, если необходимо, помогаем нашим детям.
Беседовал Евгений РЕДВАНСКИЙ.
Фото автора.
На снимке (у доски): Лариса Петровна МАЛЫШЕВА, заместитель директора по учебной работе. В 1987 году начала работать учителем математики, в должности замдиректора - с 2004 года. Имеет первую квалификационную категорию и как преподаватель, и как завуч. Компетентно владеет методами эффективного управления персоналом, создает благоприятный моральный и психологический климат в коллективе, обладает системой знаний о современной педагогической теории и принципах организации обучения, профессионал своего дела. За многолетний безупречный труд и успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения награждена Почетными грамотами РУО и благодарственными письмами Главы района.