Союз единомышленников
Само слово «школа» уже подразумевает сообщество, содружество, сотворчество участников образовательного процесса. Педагоги в школе, в первую очередь, объединяются в школьные методические объединения - ШМО. Будет ли это «объединение» коллег формальностью или сотрудничеством единомышленников, зависит, во-первых, от атмосферы школьного педагогического содружества и, во-вторых, от личности руководителя МО.
На современном этапе МО, которым я руковожу с 2006 года, является объединением филологов МБОУ Мотыгинская СОШ № 2, куда входят учителя русского языка, литературы и иностранного языка. Когда-то это было МО гуманитариев, объединявшее и учителей истории, музыки, изобразительного искусства. В определённый момент развития современного школьного образования для более эффективной целенаправленной работы МО потребовалось разделение, к тому же в базисный учебный план школы добавилось преподавание мировой художественной культуры (в МО гуманитариев вошли преподаватель МХК и педагог дополнительного образования).
Должность руководителя очень хлопотная и трудоёмкая, поэтому, по воспоминаниям старожилов, когда-то её занимали по очереди, меняясь каждый год. За мой пятнадцатилетний стаж работы в школе № 2 сменилось несколько замечательных, любимых мною руководителей объединения. Валентина Николаевна Аграшева - внимательная, спокойная, доброжелательная. Сколько раз я слышала от её бывших учеников рассказы о том, как она преподавала литературу, как спокойно шли они на экзаменационное сочинение, тогда обязательное для всех. Иногда приезжает она в Мотыгино, заходит в школу, в свой любимый кабинет, касается стен, окон: всё это для неё родное. Сколько трудных, но счастливых лет прошло здесь.
Людмила Алексеевна Заболотская – необыкновенная красавица, целеустремлённый, деятельный педагог, «сгусток энергии»! Она стремится всё сделать только на «пять»! Ученики получают от неё добротные знания, не стирающиеся с годами. Артистичная по натуре, Людмила Алексеевна прекрасно декламирует лирику, как никто, всегда с удовольствием включается в художественную самодеятельность. А уж какая Людмила Алексеевна хозяйка! Про это можно слагать легенды. Сейчас основная её должность в нашей школе – социальный педагог, но и к этому делу у неё тот же подход: энергия, работоспособность, просто сумасшедшая ответственность.
Инга Станиславовна Кумец – «умница-красавица», не перестающая никогда выглядеть «как девочка», любимый и авторитетный педагог многих и многих учеников. Всегда собрана, лаконична, максимально концентрируется на своей работе. Ни для кого не секрет, что Инга Станиславовна - просто кладезь идей и советов. На определённом этапе подготовки к любому мероприятию её просто необходимо позвать для объективной оценки: скажет ёмко, точно, даст полезный совет. То, что она авторитетный учитель для ребят, я использовала в педагогическом приёме «третейский судья». Это когда «ну не хватает слов и сил» для разрешения очень сложной ситуации в воспитании старшеклассников. Инга Станиславовна внимательно выслушивает все стороны и выскажет своё, достаточно объективное мнение. Замечательный преподаватель истории и обществознания, воплотившая в себе все лучшие качества современного учителя.
«Эстафетную палочку» я приняла от Вероники Анатольевны Свиридовой, которая совсем недолго управляла МО, но проявила себя как доброжелательный, активный руководитель.
Мне кажется, нет, я уверена в том, что мы с коллегами - не формальное, а настоящее содружество, сотворчество педагогов-филологов. С 2003 по 2013 год учителем русского языка и литературы в нашей школе работала Наталья Владимировна Романенко. Когда говоришь об этом человеке, то становится как-то тепло и грустно. Замечательный педагог, любящий и понимающий детей, хороший преподаватель. И ученики, и родители о Наталье Владимировне говорят только тёплые слова благодарности. Но жизнь распоряжается по-своему. По состоянию здоровья пришлось покинуть ставшую родной школу. Работая в Центральной библиотеке, Наталья Владимировна продолжает тесно сотрудничать с нами, буквально еженедельно организовывая мероприятия для детей в библиотеке, в музыкальной школе или приходя к нам на занятия.
Сейчас объединение филологов представлено Т.А. Барановой, С.А. Юшиной, О.А. Волковой, Т.Н. Харрасовой и Л.А. Заболотской.
Светлана Анатольевна Юшина много лет преподаёт английский язык в нашей школе: стильная, подтянутая, воплощение женственности и красоты. Светлана Анатольевна очень добросовестно относится к своему предмету, грамотный специалист. Когда в наш район приезжают иностранные делегации, её приглашают в качестве переводчика.
Ольга Александровна Волкова - ещё один замечательный педагог в нашей дружной школьной семье. Добросовестная, организованная, пунктуальная, до глубины души, до слёз переживающая неудачи в образовательном процессе. Ольга Александровна входит в попечительский совет школы - и не зря, уж очень она «болеет» и переживает за вопросы воспитания наших учащихся. А ещё она замечательная хозяйка, жена и мать.
Татьяна Николаевна Харрасова, учитель иностранного языка, работает у нас второй год. И зарекомендовала себя как хороший педагог, отличный специалист, активный участник всех школьных дел.
Работы у филологов много. В первую очередь это вызвано тем, что экзамен по русскому языку является обязательным и за курс основной школы, и как итог полного среднего образования. К тому же, при поступлении в любые вузы и ссузы русский язык является обязательным. Очень тяжело приходится нам в условиях современной школы преподавать литературу: ни для кого не секрет, что потребность в книге для большинства современных людей не является обязательной. В связи с этим возникает множество проблем в образовании и воспитании учащихся. А ещё - тетради «до потолка»… Практически ко всей внеурочной деятельности школы МО филологов имеют отношение конкурсы сочинений, чтецов, создание сценариев, работа над литературно-музыкальными композициями… А с другой стороны, востребованность, нужность – это счастье на работе, путь к самореализации, дальнейшему развитию.
Вторая школа за 15 лет стала для меня родной. Я хочу поздравить с юбилеем весь наш коллектив, пожелать терпения в нелёгком деле образования и воспитания ребятишек, взаимопонимания друг с другом, учащимися и их родителями.
Тамара БАРАНОВА,
руководитель МО филологов
МБОУ Мотыгинская СОШ № 2