Августовская встреча
По давней традиции педагоги всех школ района собрались на августовской конференции, которая на этот раз состоялась в Социально-культурном центре Мотыгино.
Педагогов приветствовали представители районной власти, пожелали доброго пути в новом учебном году.
На конференции подвели итоги прошедшего учебного года, поставили задачи на предстоящий, поделились опытом и обсудили развитие сферы образования по всем направлениям в рамках региональной образовательной политики. День был позитивно и информационно насыщенным.
В своем выступлении заместитель начальника управления образования А.А. ТЕРНОВИК коснулся именно этих тем.
И первым обсуждаемым направлением в системе образования нашего района стало ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Это начальная ступень образования, важнейший институт поддержки семьи, который закладывает основы социальной личности. Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка, что является важным условием дальнейшего успешного обучения и социальной адаптации в жизни.
Система дошкольного образования Мотыгинского района включает в себя 12 дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного пребывания на базе Кирсантьевской СОШ и группы полного дня на базе Южно-Енисейской СОШ. Таким образом, уменьшается очередность в детские сады и дошкольное образование становится доступным для детей в возрасте от трех до семи лет.
В очереди для определения в ДОУ находятся 315 детей, из них в возрасте от трех до семи лет - 48. Однако в результате принятых мер за последние три года существенно снизилась очередность детей в ДОУ в возрасте от 3 до 7 лет – с 13,9 % в 2011 году до 5,2% в 2014 году.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – обеспечение современного качества дошкольного образования.
Деятельность всех ДОУ района направлена на реализацию основных задач дошкольного образования, с учетом введенных федеральных государственных требований.
В каждом дошкольном учреждении разработана общеобразовательная программа на основе примерных общеразвивающих программ дошкольного образования. Программы предусматривают принцип комплексности, то есть образовательный процесс охватывает все основные направления развития ребёнка как личности (психическое, духовное, физическое, познавательное, трудовое, эстетическое, развитие речи и так далее) и систему мер по охране и укреплению здоровья детей.
В связи с переходом от федеральных государственных требований к Федеральный государственным стандартам (ФГОС) дошкольного образования, перед ДОУ встает новая задача, связанная с приведением образовательных программ в соответствие с ФГОС не позднее января 2016 года.
В 2014 -2015 гг. необходимо активизировать работу творческих групп ДО и методических объединений по разработке программ в соответствии с ФГОС ДО.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ – введение ФГОС на всех ступенях.
Одним из обязательных условий введения ФГОС в начальной школе является обучение учителей начальных классов. На данный момент 92,6% учителей начальных классов района прошли обучение по темам реализации ФГОС в начальной школе.
Практически 80% педагогов района применяют в своей практике современные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, системно-деятельностный подход, исследовательская деятельность, проектирование, что является одним из важнейших требований к компетентности педагога, реализующего ФГОС.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ по общему образованию – повышение качества обучения школьников.
Одной из важнейших задач развития муниципальной системы образования является создание полноценной современной образовательной среды в каждой школе. Реализация этой задачи даст возможность повысить качество образования и конкурентоспособность наших выпускников при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения, решить проблему организации личностно-ориентированной системы подготовки школьников к формированию у них соответствующей мотивации выбора жизненной траектории.
Для нашего района остаются актуальными такие характеристики, как малочисленные классы, малые педагогические коллективы, территориальная удаленность, низкий уровень образования родителей.
Эти проблемы снижают качество образования и определяют необходимость активизации деятельности по модернизации структуры и содержания образования в малочисленных, малокомплектных сельских школах, которые в нашем районе составляют 81%.
Одним из критериев оценки эффективности деятельности ОУ по-прежнему остаются такие механизмы, как краевые контрольные работы (ККР) в 4-х классах, государственная итоговая аттестация (ГИА) в 9-х классах, ЕГЭ в 11.
В этом учебном году результат ККР по русскому языку по муниципалитету выше, чем по краю, а также выше предыдущих лет, если сравнивать результаты по муниципалитету.
Результаты ККР по математике по муниципалитету ниже, чем в прошлом году. Снизился и результат по краю. Средний балл по району выше краевого.
На протяжении четырех лет результаты ККР по общим учебным умениям по муниципалитету повышаются, причем в этом году они впервые выше краевого среднего результата.
С нынешнего 2013-2014 учебного года ГИА в 9-х классах является обязательным, причем для получения аттестата достаточно сдать два обязательных экзамена – по русскому языку и математике. Экзамены по выбору не относятся к обязательным, сдаются на добровольной основе. Причем результат этих экзаменов не отражается на результате итоговой оценки в аттестате выпускника 9 класса. Еще одно новшество – часть КИМа разрабатывалась федерацией, другая часть – регионом.
По сравнению с прошлым годом повысился процент неуспеваемости по математике, процент качества уменьшился. Необходимо выяснить причины такого низкого результата выполнения экзаменационной работы по математике учащимися 9-х классов. Для этого нужно, чтобы учителя математики проанализировали задания КИМ, обсудили сложность заданий, поделились опытом и наметили пути на повышение результата. В этом учебном году все учащиеся 9 класса справились с экзаменом по русскому языку. Качество снизилось на 1,2% по сравнению с прошлым годом.
В сдаче ЕГЭ в этом году участвовало 11 школ (115 выпускников 11-х классов) и четыре выпускника 12-х классов в Мотыгинской СОШ № 1, Новоангарской СОШ, а также было заявлено 24 выпускника прошлых лет.
В результате пересдачи по основным предметам (русский язык и математика) два выпускника 12 класса Новоангарской СОШ и Мотыгинской СОШ № 1 получили справки, остальные выпускники этого года получили аттестаты.
Как показывает статистика, результат среднего балла по муниципалитету повысился (но незначительно) по математике и биологии. По остальным предметам средний балл понизился. Сравнивая предварительный результат среднего балла по краю с муниципальным, видим, что почти все предметы написаны хуже (кроме литературы и физики).
Стоит задуматься учителям-предметникам, администрациям ОУ и специалистам УО над этим фактом, выявить причины понижения результатов ЕГЭ, обсудить на школьных и районных методических объединениях, поделиться опытом по подготовке детей к ЕГЭ. Надо сделать все возможное, чтобы повысить результаты экзаменов.
В крае реализовывается проект по дистанционному образованию детей в малочисленных и труднодоступных школах. Нашему району, к сожалению, пока не удаётся принять участие в реализации этого проекта, так как невозможно открыть точку доступа в связи с отсутствием достаточной скорости доступа в сеть Интернет по спутниковому каналу 512 Кб/сек, по наземному каналу не менее 1Мб/сек. Поэтому задача остается актуальной и на будущее.
В 2014/2015 учебном году в систему образования пришло семь молодых специалистов. Продолжает работу принятая под руководством Главы администрации А.Ю. Терещенко и одобренная депутатами муниципальная программа по приобретению жилья специалистам бюджетной сферы. Надеемся, что в рамках программы в 2015 году и далее мы сможем обеспечивать жильем привлекаемых для работы специалистов в поселки, где эта проблема наиболее актуальна.
Анализ материально-технической базы учреждений проводился в ходе проверки общеобразовательных учреждений.
Разработана и утверждена в рамках программного бюджета муниципальная программа «Развитие общего и дополнительного образования в Мотыгинском районе» на 2014-2016 годы. При недостаточном финансировании в этом году все же были проведены текущие, а также капитальные ремонты и иные работы по подготовке к новому учебному году.
В Машуковке - ремонт кабинетов в средней школе, в Мотыгино в школе № 2 - устройство водопровода в мастерских, замена окон в начальной школе, в дет-ском саду «ёлочка» - капитальный ремонт здания, ремонт туалетов и холодного водоснабжения, в «Колобке» - устройство эвакуационных выходов, кровли, в Южно-Енисейской СОШ - замена электрокотлов, ремонт ограждения, устройство вентиляции, сарая, в «Солнышке» - ремонт системы отопления, в Раздолинской школе - ремонт ограждения, Орджоникидзевской - ремонт фасада, Кулаковской - экспертиза технического состояния здания, для «Чайки» приобрели генератор для котельной, в Мотыгинской СОШ № 1 начнется ремонт спортивного зала, кабинета истории, в д/с «Золотой петушок» - ремонт помещений, приобретение оборудование.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ – совершенствование механизмов управления. Оценка деятельности учреждений велась по отдельным направлениям. Эта задача остается актуальной и на 2014-2015 учебный год.
Педагоги района активно участвуют в различных конкурсах, достигают успехов. Наиболее активный участник Всероссийских конкурсов - учитель Машуковской СОШ М.Г. Захарцов. Опыт работы желательно представить на районный уровень.
К сожалению, работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта не должным образом реализуется на уровне школ и района. В отчетах многих школ это направление не просматривается вообще. В школах практически не проходят конкурсы педагогов на школьном уровне.
Положительная тенденция - самостоятельный выход школ на российские уровни конкурсов педагогов.
Надо отметить, что почти все педагогические коллективы приняли участие в спартакиаде работников образования.
Инспектирования и контроль над деятельностью образовательных учреждений района - одна из основных функций управления образования.
В 2013/2014 учебном году проведены инспекционные проверки, основные замечания в результате: отсутствие примерных госпрограмм, на основе которых составляются рабочие программы учителей; оформление рабочей программы в несоответствии с положением о рабочей программе; отсутствие или формальные паспорта кабинетов; ведение классного журнала с нарушениями; отсутствие необходимой информации в классных уголках; слабое ведение делопроизводства; отсутствие аппаратуры в школьной библиотеке; низкие результаты срезов.
В комплексные и тематические проверки включался вопрос по преподаванию предметов. С методической точки зрения уроки проводились без особых замечаний.
С 2011 г. действует новый порядок аттестации работников образовательных учреждений. В течение года регулярно проводились консультации по аттестации с руководителями, педагогами, с ответственными за аттестацию. В прошлом учебном году прошла аттестация 45 педагогов, из них 14 – на высшую категорию.
ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – работа с талантливыми и одаренными детьми, занимающимися в системе дополнительного образования.
В большинстве случаев учителя находят время для работы с заинтересованными детьми. В школах проводили факультативы, мероприятия, включенные в планы воспитательной работы, предметные недели. Наиболее активно работу в этом направлении ведут в Мотыгинских № 1 и № 2, Раздолинской, Новоангарской, Южно-Енисейской школах: там учащимся предоставлена возможность реализовать свои способности на выездных интенсивных школах, дистанционных олимпиадах, конкурсах. Ребята из Мотыгинской СОШ № 1 и Раздолинской СОШ приняли участие в краевом этапе олимпиады.
Этого недостаточно для результативных показателей. Итоги районной олимпиады показывают низкий уровень подготовки детей в решении олимпиадных заданий. В каждой школе следует пересмотреть подход к этому.
Проблему по повышению уровня организации подготовки детей к предметным олимпиадам возможно решить на внеклассных занятиях по предмету, факультативах.
Говоря о работе с одарёнными детьми, мы не можем не сказать об успехах Мотыгинской ДЮСШ, ребята всегда достойно представляют наш район на краевых соревнованиях.
В краевом рейтинге в рамках краевого этапа Всероссийских спортивных игр «Президентские состязания» среди команд ОУ края «Школьная спортивная лига» в 2013/2014 учебном году наш район занимает 14 место.
Мотыгинская СОШ № 1 занимает четвертое место по краю, МСОШ № 2 – 83 место, Орджоникидзевская – 117, Первомайская – 181, Новоангарская – 186.
Если мы не видим других школ в этом рейтинге, значит, в них не организованы физкультурно-спортивные клубы. Задача на этот год – стремиться сделать участие наших школ 100-процентым.
В основу приоритетных направлений региональной образовательной политики, задач и проектов на предстоящий учебный год легли сложившиеся в крае и в каждом муниципалитете традиции, образовательные практики, Стратегия социально-экономического развития края до 2020 года, Послание Президента РФ Федеральному Собранию о включении Красноярского края в состав территорий опережающего развития, новые ориентиры федеральной образовательной политики.
А.А. Терновик поздравил всех педагогов с началом учебного года. И напомнил, что впереди - время перемен. Пожелал терпения, сил, желания и возможностей для реализации поставленных задач, здоровья, удачи, успехов, вдохновения, творческого подъема, любви и уважения, воплощения в жизнь всех намеченных идей и инициатив.