Как сделать ребёнка лучшим в школе
Как подготовить себя и ребёнка к школе и что нужно знать про каждый возраст детей
Мы задали этот вопрос школьным психологам. Вот что они рекомендуют, разделив детей уровня общего образования на возрастные группы.
Первый класс
Подготовка к первому году обучения должна начинаться заранее: ваша задача – познакомиться со школой, правилами обучения. Здесь вам поможет интернет: практически у каждой школы есть свой сайт, там вы и найдете эти ценные сведения.
Важная веха – первое родительское собрание. Сразу познакомьтесь с классным руководителем, найдите союзников среди родителей, запишите имена всех учителей, завучей и директора. Не лишним будет пройтись по школе и запомнить расположение основных классов и кабинетов.
Конфликтных ситуаций в школе, конечно, не избежать. Всегда обращайтесь в первую очередь к классному руководителю, и лишь затем, при необходимости, к завучу и директору. Помните: вы можете разрешить подавляющее большинство вопросов вдвоем с классным руководителем, избегая крупного скандала.
В дошкольный период ведущей деятельностью для ребёнка является игра, а уже в младшем школьном возрасте она постепенно сменяется на учебную деятельность. Помните, что эта смена не происходит за один день, и иногда давайте своему «взрослому» ребенку играть, как «маленькому» — это необходимо для его развития.
Не игнорируйте физические и психологические проблемы ребёнка. Вот краткий список того, что должен уметь ребёнок, собирающийся в первый класс:
- знать своё имя, имена своих близких, их пол, свой домашний адрес;
- иметь минимальные представления об окружающем мире: знать, что такое день и ночь, что является живой, а что – неживой природой, отличать времена года и основные цвета, знать основные правила приличия;
- уметь связно высказывать свою мысль, строить полноценные предложения, давать элементарный пересказ, например, по картинке или по простой прочитанной сказке. (Обязательно обращайте внимание на речь своего ребенка!);
- уметь ориентироваться в пространстве: отличать не только понятия вниз и вверх, но и право – лево, близко – далеко, за чем-то – перед чем-то и т. п.;
- к первому классу ребенок не обязательно должен уметь считать в столбик или самостоятельно читать художественную литературу. Но счет до десяти и узнавание букв – хороший показатель.
Однако ограничиваться этим списком не стоит: есть смысл обратить внимание и на психологическое состояние ребёнка. Так, если он отказывается отпускать вас из дома, плачет или даже устраивает истерики, говорит, что боится за вас и пытается всегда быть рядом с вами («прилипчивый ребенок») – время задуматься о его психической готовности к самостоятельной жизни в школе. Эти проявления могут быть чем угодно, от банального манипулирования до тревожного расстройства, но понять это наверняка вам поможет школьный психолог, к которому в таком случае просто необходимо обратиться.
Самое главное – формируйте у ребенка мотивацию к учебе и положительное отношение к школе. Критика и сравнения («А вот Маша уже давно сама делает уроки, а ты?»), угрозы («Вот пойдешь в школу, там тебя научат!», «Будешь плохо учиться – никто тебя не будет любить»), заискивания («Ну, пожалуйста, сделай уроки, а я тебе потом разрешу побольше телевизор посмотреть») не формируют положительного восприятия школы и учебы, в отличие от грамотной и сбалансированной поддержки инициатив и самостоятельности вашего ребенка.
Второй-четвертый классы
В этот период часто возникает вопрос: «Нужно ли сидеть вместе с ребёнком и делать уроки?». Если вам важен статус ребёнка, оценки в дневнике и тотальный контроль его деятельности без развития его самостоятельности и ответственности, то ответ – однозначно да. Но будьте готовы делать это всегда и не удивляться, что ребёнок растет инфантильным и безответственным.
Если же целью является получение знаний, формирование самостоятельной и ответственной личности, то важно выбрать уровень контроля, необходимый именно вашему ребенку. Нужно ли сидеть рядом исключительно при подготовке к математике, а домашние задания по русскому и литературе только проверять? Нужно ли быть всегда поблизости от ребенка, но заниматься своими делами, давая ему тем самым и пространство для собственных действий, и возможность в любую минуту задать вам вопрос?
Важно грамотно оценить склонности, навыки ребёнка. Ни в коем случае не стоит следовать своим собственным желаниям, мол «я всегда хотел, чтобы мой сын был инженером», и заставлять углубленно заниматься математикой явного гуманитария. Поначалу ребенок ещё соглашается с насаждаемыми требованиями, но чем дальше, тем больше протеста и ссор будет на эту тему.
Пятый-восьмой классы
С переходом ребенка в среднюю школу ведущий вид деятельности постепенно сменяется с познавательного на социальный. Для ребёнка все важнее становится общение со сверстниками, причем чаще всего на данном этапе это так называемое предметное общение: дети чаще обсуждают те или иные события, ситуации, вещи, и реже — морально-этическую составляющую жизни.
На первое место выходит следующий вопрос: пора ли «отпускать» ребенка, или еще рано? И если пора, то как правильно это сделать?
Начинайте привыкать к мысли, что ребенок рано или поздно все равно выйдет из-под вашего влияния, станет взрослым и самостоятельным человеком. Произойдет это в его 20 или 45 лет, относительно безболезненно или через скандалы и разрыв всяческих отношений – зависит от вас.
Отпуская ребенка, вы не становитесь «безответственным родителем», как вам могут сказать учителя или ваши собственные родители. Наоборот: вы поступаете правильно. Ребенок не ваша вещь или игрушка. Напротив, ваша главная родительская обязанность – вырастить из него самодостаточного и взрослого человека.
Степень самостоятельности ребёнка в каждом конкретном возрасте определять вам. Конечно, не стоит допускать, чтобы ваш ребенок сам решал, делать ему уроки или не делать, до какого часа гулять с друзьями, пить спиртное или не пить и т. п. Но также очевидно, что не стоит сидеть с подростком за уроками так, как вы это делали в первом классе, и проверять, почистил ли он зубы перед сном.
Тем не менее, в этом возрасте уже необходимо договариваться о границах дозволенного, а не в ультимативной форме ставить ребенка перед фактом запрета. Младшие подростки лучше придерживаются тех правил, которые, как им кажется, они отчасти сами и установили, чем тех, которые насаждают сверху, и это вам будет только на руку.
Всегда будьте последовательны в тех требованиях и соглашениях, о которых вы договорились с ребенком. Не только из-за того, что это научит подростка верить вашим словам, но еще и потому, что это хорошая модель взрослого, ответственного поведения. Ведь вы же тоже хотите, чтобы он держал свое слово? Тогда и вы держите свое.
Старшая школа
Девятый класс, как, впрочем, и одиннадцатый, скорее всего, будут тяжелыми и для вас, и для вашего ребенка. В девятом классе очередная смена ведущего вида деятельности (предметное общение сменяется на морально-личностное, а значит, начинается усиленное «самокопание», возникает неуверенность в себе, вкупе с повышенной важностью дружеских и интимных отношений) и идет подготовка к ГИА. В одиннадцатом классе весь год идет подготовка к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз или выбору иного жизненного пути, а значит, повышается и интеллектуальная, и психическая нагрузка.
Основная ошибка в этот период – свою тревогу за будущее ребенка выражать в завышенных требованиях к результатам ГИА (или ЕГЭ), контролировать подготовку, постоянно разговаривать с ребенком только об этом, угрожать и давить на него.
Если представить себе мир старшеклассника, то его – скорее всего – больше волнуют отношения со сверстниками, его статус, привлекательность для противоположного пола. Но все вокруг страшно волнуются – а сдаст ли он ГИА (ЕГЭ)? Учителя много задают, постоянно дают пробные варианты тестов, все время напоминают о том, что экзамен не за горами.
Дома родители говорят только об этом и постоянно напоминают о том, что «если не сдашь ГИА (ЕГЭ), то будешь дворником (слесарем, неучем, далее по списку)». Родители и учителя отказываются понимать, что об этом говорят все, каждый день, и единственный способ подростку этого избежать – уйти в «тотальную несознанку». Никому ничего не рассказывать, ничего не делать и всячески вытеснять чужое влияние из своей жизни.
На этом этапе лучше справиться со своей тревогой и стать союзником вашему подростку в борьбе с экзаменами. Быть союзником не означает пустить все на самотек или же отнестись к экзаменам наплевательски. Наоборот, это грамотная оценка того, что в реальности требуется вашему ребенку (будь то ласка и поддержка или же ограничение его общения с новой единственной и неповторимой девушкой, или и то и другое).
Не важно, в какой класс пошёл ваш ребёнок. Главное, что школа – это такой же этап жизни, каким до этого был детский сад, каким после станет обучение. Так что не стоит излишне истерично относиться к этой десятилетке.
Попробуйте на каждом этапе дружить с ребёнком: это сложнее, чем в каждом возрасте оставаться чересчур серьезным и авторитарным родителем. Постарайтесь расти вместе с ребёнком, быть на одной с ним волне. Это безумно сложно, но того стоит.