Учимся говорить правильно
Время летит быстро. Как подросли ваши дети! Вы не нарадуетесь, глядя на них: многие уже выразительно говорят, любят декламировать стихи, петь песни, танцевать
Заботы, связанные с формированием речи, кажется, у многих родителей остались позади, осталось только кое-что подкорректировать совместно со специалистами.
Если культура речи вашего ребенка ещё не на должном уровне, если он искажает отдельные звуки, то искаженный звук только закрепляется и исправить его с возрастом будет всё труднее. Особенно это трудно сделать на этапе автоматизации, то есть введения звука в речь. Родители не должны оставаться в стороне, нужно активно включаться в совместную работу по формированию культуры речи: время теперь работает против вас!
От ваших совместных усилий зависит формирование всех компонентов языка. К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения словарем и грамматическим строем речи, готовности переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи.
Этот процесс осуществляется воспитателями, логопедом, всеми субъектами коррекционно-развивающего процесса, а вы, следуя советам, рекомендациям специалистов, можете непосредственно продолжить творить, читать, рассказывать, наслаждаться совместным творчеством в общении с любимым человеком дома. Часто малыши пытаются объяснить что-нибудь взрослым, но у них этот не выходит, потому что слова путаются, из них не складываются связные предложения.
Чтобы речь была связной, научите детей внятно выражаться, больше говорите с ними, побуждайте рассказывать и пересказывать. Если ребенок затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Ответы должны быть не односложными, а связанными предложениями.
Как организовать работу по развитию речи дошкольника дома?
Это и совместные просмотры детских передач по телевизору с обсуждениями их содержания, чтение перед сном любимых книжек (как-то этот вид занятия родители отодвинули и переложили на бабушек), прогулки в парке, посещение детской библиотеки, всевозможные поездки с последующими комментариями и описанием ярких впечатлений. Вам помогут настольные игры, например, шахматы, развивающие компьютерные игры по обучению грамоте и развитию речи. Как нельзя лучше они развивают словарный запас, фонематические представления и связную речь вашего малыша.
Даже гуляя по улице, играйте в игры, расширяющие словарный запас. Придумывайте прилагательные, характеризующие любой предмет. Например: машина – большая, красивая, красная, блестящая и так далее. Увидели корову, спросите: «Кто это, какое это животное?», попросите назвать детёнышей животного (телята, а у собаки -…?) и так далее.
Опишите действия предмета (живого или неживого), который увидели по пути из детского сада, во время отдыха, прогулки:
- Кто это? (птица).
- Что она делает? (летает, …) Каких птиц ты знаешь?
- Что это? (светофор, …).
- Что он делает?
Изучайте правила дорожного движения.
- Солнце – какое? (яркое…) Что делает? (светит, греет, …).
- Светит как? (ярко, …).
Чем больше вопросов, тем больше ответов.
Думаю, что со временем ребенок сможет правильно называть и характеризовать все предметы, которые его окружают дома и на улице.
Рекомендую несколько советов по развитию речи малышей со стороны родителей.
¨ Разговаривайте с ребенком постоянно: во время игры, уборки, прогулки. Спрашивайте, что он делает, и объясняйте, чем заняты вы – это развивает словарный запас, коммуникативную функцию.
¨ Не торопите беседу, выдерживайте паузы, давая малышу возможность высказаться.
¨ Учите с ребенком новые слова. Можно давать по 5-6 новых слов в день, но при этом обязательно показывайте предмет или действие, которое обозначает это слово.
¨ Если малыш неверно произносит слова, не ругайте его и не смейтесь над ним, но и не поощряйте ошибки в речи. Произносите слово медленно и по слогам, попросите малыша повторить.
¨ Тренируйте фонематический слух, проговаривайте пары слов, отличающиеся одной буквой (коса-коза, лодка-ложка).
¨ Если ребенок торопится что-то рассказать, сбивается, путает слова, остановите его, попросите сделать глубокий вдох и рассказать еще раз внятно и медленно.
¨ Чтобы малыш говорил правильно, вы и сами должны в разговоре с ним использовать правильно поставленные фразы. Откажитесь от слов-паразитов – дети перенимают их очень быстро!
Владением даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное впечатление на окружающих производит человек, который умеет вежливо общаться, быть интересным собеседником, корректно разрешать конфликтные ситуации. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.
Тем не менее, снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной, бульварной литературы, невыразительная, иногда безграмотная речь, звучащая с телеэкранов, агрессивно-примитивная манера общения, насаждаемая рекламными роликами, боевиками, даже детскими мультфильмами, нецензурная брань со стороны родителей, наследственность, патологические изменения послеродовых травм, - всё это создает предпосылки, а возможно, и прямую угрозу языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Вот почему формирование и развитие правильной, выразительной речи ребенка становится всё более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и образовательными учреждениями. И поэтому столь высока ответственность педагогов, занимающихся формированием и развитием речи.
Ко времени поступления ребенка в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослого.
Что касается письменной речи, а чтение, как известно, относится к письменной речи, то её формирование только начинается. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение читать, пренебрегая при этом развитием устной речи. Если грамотно развивать устную речь, то ребенок легко и как бы сам собой начнет читать.
Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет трудно переучить ребенка, что чревато нервными срывами и стойким ошибками при чтении в будущем.
Поэтому, уважаемые родители, не форсируйте процесс становления навыков чтения и обратите серьезное внимание на развитие навыков звукового анализа, звукового синтеза: определение первого звука, последнего; установление места звука: в начале, середине, конце слова; сколько всего звуков (а не букв) в слове.
Имея такой солидный фундамент речевого развития, ваш малыш не растеряется, всему научится, тем более, что любовь к умственному труду вы уже ему привили, играя с ним в развивающие игры, аккуратно выполняя логопедические задания в индивидуальных тетрадях.
Думаю, что вы не пожалеете о потраченных часах совместной деятельности. Дети - самое ценное, что у нас есть. Дадим им шанс вырасти развитыми, умными, здоровыми, знающими детьми. Удачи вам в обучении!
Валентина Рудакевич,
учитель-логопед МБДОУ «Умка»